Уже второе европейское правительство уходит в отставку, в то время, как грузинское продолжает свою работу, несмотря на неудачные митинги (даже протестом назвать это было нельзя), стремительно разваливающуюся оппозицию, а также смешливые мелкие партии, заявляющие всякие глупости. Кстати, первое правительство, которое не выдержало натиск антироссийских санкций - было правительство Болгарии. В Британии же после того, как 53 члена правительства страны (из 120) подало в отставку, наконец, ушел и "главный злодей" - Борис. А вместе с ним и радикальная антипутинская позиция. Стоит полагать, что никакой оттепели между Лондоном и Москвой ждать не стоит, но все же заморозки закончились. Хочется верить в это. Самым серьезным последствием перестановки слагаемых в британском правительстве станет резкое охлаждение между Лондоном и Киевом. Уже сегодня украинский кризис слишком негативно сказывается на жизни подданых Королевы. Украинских беженцев, ранее принятых в домах британцев, теперь буквально выгоняют из них. Почему? Я не хочу говорить о том, как ведут себе беженцы. Я могу лишь сказать, что понимаю больше встречающую сторону. Конечно, это выбор каждого отдельного беженца - бежать заграницу, но никто не обязан предоставлять им особые условия, раз их страна, в которой, между прочим, демократия, избрала себе такое правительство, доведшее государство до полного краха.
Однако речь должна идти не про Британию, да и не про Украину. Речь должна идти про Грузию сегодня. Прежде всего, для нашей страны уход Бориса означает конец радикальных сценариев. В одной из предыдущих статей, я упоминал, что на территориях неподконтрольных республик может быть спровоцирован конфликт между Тбилиси и Москвой. И Грузии вынужденно придется начать военные действия. В качестве примера можно было бы привести теоретический вооруженный захват Ингурской ГЭС, которая жизненно важна Абхазии. Поскольку ГЭС не подконтрольна полностью Грузии, этот захват можно было приписать грузинским военным и спровоцировать Россию начать операцию против Грузии. В подобном случае никто бы не стал разбираться, кто начал действительно первый, а конфликт развивался бы слишком стремительно. Но сейчас все это уже не существенно. Последней радикальной силой Европы остается Польша, оказавшаяся без поддержки Британии. Кстати, вице-премьер Польши Качиньский тоже ушел в отставку этим летом. Но в Польше огромные проблемы в экономике в связи с тем, что страна слишком много потратила на Украину, а возмещать убытки ей никто не собирается. Прибалтика давно на грани краха. А остальной Евросоюз занимает слишком осторожную позицию, чтобы действовать в Грузии масштабно и основательно. Можно даже сказать, что Грузии повезло, ведь главные очаги ее проблем самоустранились.
А как же США? Америка на подходе. Осенью в США проходят выборы в Конгресс, и занимающая сейчас большинство мест Демократическая партия, от которой избирался Байден, с треском провалит этот шанс. Потеряв большинство голосов, партия президента может оказаться на грани, когда Конгресс объявит импичмент Байдену и проголосует большинством за это. Это будет крупнейшей победой Республиканской партии перед президентскими выборами в 2024 году. Как вы сами понимаете, в этой Большой Стирке нет места для грузинской повестки. В США стоит вопрос о крупнейшем политическом кризисе в этом веке. Поэтому спонсирование агентов Вашингтона в Грузии сильно уменьшится, если не прекратится вовсе. Это очень плохие новости для партии Саакашвили и для самого Михеила. Лучшее, на что он сейчас может надеяться - что его отпустят в ЕС. Однако, это все больше становится фантазией, потому что для подобного развития действий необходимо оказывать сильное давление на правительство Грузии. А оказывать ему больше некому. Если агенты Вашингтона в Грузии просто уедут в более прикормленное место, то агентам Вашингтона в Брюсселе особо деваться некуда. И в рамках сокращающихся бюджетов они начнут грызть друг другу горло. И вновь им будет не до Грузии. Так что правительству нашей страны можно расслабиться. Их никто не побеспокоит до самих выборов в 2024 году. А вот мадам-президенту придется наоборот, напрячься, ведь для нее начинается неприятная жизнь. Этим летом она оказалась не с той стороны баррикад, пытаясь поссориться с правительством. И теперь ей припомнят все обиды, ведь защитников больше нет. До импичмента вряд ли дойдет. Но лицо Зурабишвили следующие два года вряд часто будет посещать улыбка.
Что там со статусом? Если ситуация будет ухудшаться так же стремительно для Евросоюза, то он пересмотрит свои строгие взгляды в сторону Грузии. Однако, вероятен и обратный сценарий: испытав слишком много неудобств от украинских беженцев, европейские политики захлопнут двери ЕС, чтобы не раздражать избирателей больше прежнего. Европейский поезд уходит. И Грузии нужно успеть заскочить в последний вагон. И для этого необходимо настойчиво объяснить бюрократам в Брюсселе, что это в их интересах в первую очередь. Это они находятся в более уязвимом положении, а не Грузия. Наша страна станет возможностью, а не обузой, как Прибалтика. Грузия станет новым мостом между Россией и Европой. Если честно, грузинам самим в это следует поверить сначала. Когда вся российская граница от Норвегии до Крыма закрыта, Грузия должна открыть двери и позволить огромному товаропотоку следовать через свою территорию, получая миллионы долларов в бюджет. Откровенно говоря, это слишком большая удача, чтобы ее бездарно упустить. Многие страны просто мечтают, чтобы оказаться в положении Грузии, не имея над собой власти Брюсселя, и не испытывая к себе ненависть Москвы. Можно пользоваться тем, что предлагает Запад, и работать вместе с Севером над своим развитием. А если удастся еще и подключить Восток - Грузия станет золотым мостом между мирами. Ведь это реально! Только нужно научиться уважать себя и перестать идти на поводу у других.
UPD: в отставку ушла эстонская премьер-министр, уволив перед этим семь министров страны.
Сулико Горишвили