Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) говорил о смертных грехах: «Если кто умрёт в смертном грехе, не успев покаяться в нём, его душа идёт во ад. Ей нет никакой надежды на спасение». Богослов составил список из восьми страстей, которые могут привести человека к большому греху. Наряду с известными смертными грехами — чревоугодием, похотью, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью есть и сребролюбие.
Что такое сребролюбие?
Согласно учению Игнатия Брянчанинова, сребролюбие – это любовь к материальным благам, к деньгам. Выражается она и в непрестанных размышлениях о том, как бы обогатиться, и в равнодушии к просьбам нищих, в воровстве, в разбое, в суетном пристрастии к красивым вещам, подаркам, к накоплению денег. А еще – в том, что христиане называют «неупованием на промысел Божий», то есть, в страхе бедности, в страхе оказаться на старости лет с пустым кошельком, и в проистекающем из-за этого стремлении «копить на черный день». То есть, сребролюбие имеет много ликов. Это и бандит с обрезом, и папаша, из-за жадности отказывающий детям в мелочи на мороженое, и пушкинский Скупой рыцарь, и гоголевский Плюшкин.
В Евангелии есть место когда Христос говорит ученикам, что надо брать пример с птиц небесных и с лилий полевых. Одни не жнут, не сеют, но питаются каждый день, другие не ткут и не прядут, но одеты прекраснее, чем дочери царя Соломона. Иными словами, Христос предлагает, оставив попечение о земных благах, думать о спасении души, и тогда Бог подаст все необходимое для жизни.
Как православный человек должен относиться к деньгам?
Получается, деньги – абсолютное зло, которого христианин должен избегать? Это не так. Христианин, живущий в миру, должен содержать себя, свою семью, заботиться об образовании детей, и многом другом. Поэтому в стремлении зарабатывать на жизнь нет ничего греховного. Деньги – не зло и не добро, это инструмент, который можно применить и тем, и другим способом. Ножом можно сделать хирургическую операцию и спасти человеку жизнь, но можно и лишить жизни. Не в ноже дело, а в том, с какой целью его берут в руки. Так же точно следует относиться и к деньгам – как к средству, а не как к цели своей жизни.
Сребролюбцу деньги, богатство нужны сами по себе, а не ради чего-то иного, более высокого. Внешне такой человек может выглядеть даже бедным, смиренным, но при этом испытывать страсть к накопительству. В житии юродивого Андрея Цареградского есть такой эпизод: Андрей обличил некоего монаха, который славился своим подвижничеством. К этому монаху все шли за поучением, поскольку он жил, как великий аскет, во всем себе отказывая. Но нищета этого человека объяснялась его алчностью. Он с радостью принимал богатые приношения от людей, приходивших к нему, и таил все в своей келье. И только юродивый Андрей смог увидеть истинную сущность этого сребролюбца.
Грешно ли быть богатым?
В трудах современных православных публицистов, таких, как иеромонах Макарий Маркиш или протоиерей Сергий Ксенофонтов и другие, можно встретить мысль, впервые прозвучавшую еще во времена раннего христианства: греховно не само по себе материальное богатство, а зависимость от него.
История знает немало богатых людей, живших самой благочестивой жизнью, употреблявших свое богатство на добрые дела, жертвовавших на церковь, строивших храмы и лечебницы, помогавших людям. Многие святые были людьми, жившими в богатстве. Среди них Петр Мытарь, Филарет Милостивый, преподобный Серафим Вырицкий, и другие. Даже самый известный христианский святой – Николай Чудотворец (или Угодник) тоже был состоятельным человеком. Таких примеров не счесть. Этих людей, живших в разные времена и в разных странах, объединяет непривязанность к богатству, способность отказаться от материальных благ ради благ духовных.
В то же время, сребролюбцев можно встретить и среди бедняков.
Так что, само по себе владение богатством церковь греховным не считает. Честно зарабатывать деньги – это не грех. Стремиться стать успешным, состоятельным человеком – тоже не грех. Грех — впасть в зависимость от денег и стремиться заполучить их любыми способами – обманом, хищением, мошенничеством и так далее.
Апостол Павел писал об этом в первом послании коринфянам: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».