Найти тему

Введение в реальную соционику. Часть вторая.

Приветствую тебя, мой дорогой читатель. Меня зовут Сергей Ионкин. Я профессиональный консультант в области психологической диагностики. Я помогаю людям разобраться в себе и в таком учении, как соционика. Делаю я это уже более 12 лет и за это время у меня накопилась большая база наблюдений, которой я и собираюсь поделиться с тобой. Поэтому, если тебя интересует психология, и ты желаешь научиться разбираться в других людях, и при этом тебе не хочется тратить свое время на пространные теоретические рассуждения, то эта канал тебя заинтересует.

Психология - область широкая. Мы же поговорим о психологии индивидуальных различий. То есть о том, чем одни люди отличаются от других, и какие при этом у них есть схожие черты. Я расскажу о различиях в способе восприятия и переработки поступающей информации и о том, как эти различия проявляются в типологических характеристиках людей.

Типологий характеров на данный момент насчитывается более сотни. Чтобы профессионально расти, мне пришлось познакомиться со многими направлениями: типология У-Син, соционика, психософия, системно-векторная психология, эннеарграмма, академическая и популярная характерология, метапрограммирование, Юнгианские архитипы, типология эниостиля и т.д. Все перечислять долго, да и смысла в этом особого не вижу. Здесь главное понять, что автор имеет обо всем этом представление, причем не на уровне статей в интернете, а на уровне изучения продуктов от самых видных представителей. То есть я знаю, что они рассказывают, чему они обучают, какие рекомендации дают. И именно поэтому, не найдя в них того, что я могу дать, я начал вести этой блог.

Я буду рассказывать о соционике, но будет честным сказать, что к соционикам я себя не причисляю. И дело не в моем высокомерии, а в том, что мой метод работы принципиально отличается от того, что они демонстрируют. На консультациях мне ежедневно приходится сталкиваться с заблуждениями и стереотипами начинающих и бывалых социоников.

Заблуждения эти проникают в сознание через средства массовой информации, которые подают материал в искаженном виде. В основном информация о соционике передается через слухи. Кто-то когда-то сказал, что сенсорики полные, и это мнение стало достоянием общественности. Кто-то когда-то сказал, что рационалы жить не могут без планирования, и вот ещё одно частное мнение стало реальностью. Причина кроется главным образом в том, что у социоников нет желания тестировать теорию на реальность. Видные соционики заняты написанием книг и проведением семинаров. Адепты-энтузиасты, начитавшись видных социоников, пишут статьи на тему того, как они поняли мысли видных социоников. Это замкнутый круг, из которого я вышел через наблюдения за живыми людьми. Я расскажу вам о нюансах, о которых умалчиваю другие авторы.

Мое кредо – иметь твердую опору. Не что-то умозрительное, не что-то, во что стоит верить, не что-то впечатляющее, а то, что можно наблюдать независимо от веры. И соционика для меня – это ремесло.

Чем отличается ремесло от искусства, от науки? Ремесло – это профессиональное знание, метод работы, основанный на понимании алгоритма. От искусства отличается тем, что не требует состояния вдохновения, от науки – тем, что не нужно знание природы законов применяемых алгоритмов.

У других авторов вы познакомитесь с иным восприятием предмета. Они утверждают, что это наука... И очень много времени тратится на то, чтобы это доказать. И в их случае это ещё объяснимо. Через эти попытки они поднимают свой статус. Что они не какие-то шарлатаны эзотерики, а ученые мужи, люди с неординарными способностями, которые постигли суть науки! А вот в случае простых обывателей этот момент объяснить сложнее. И та обратная связь, которую я получал по этому вопросу, главным образом затрагивала тему доверия. Если это действительно наука, значит, этому можно доверять, значит, эти знания достоверные, раз ученые мужи их признали. Но, согласитесь, выглядит это как попытка снять с себя ответственность и переложить её на другие плечи.

Не знаю, как вам, но мне важно иметь результат. Я не задумываюсь над тем, как работает электричество, мне важно, чтобы все электроприборы, которыми я пользуюсь, работали. У меня нет потребности узнавать, как работает сотовая связь, у меня есть потребность пользоваться мобильным телефоном по его прямому функционалу. И ремесло – это точное знания алгоритма и умение через этот алгоритм получать нужный результат без погружения в тонкую природу вещей.

Например, гончарное дело появилось задолго до того, пока человек научным способом смог разобраться в таком явлении, как огонь. Мастеру гончарного дела не нужно было знать, что огонь – это интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии, для того чтобы создавать свои глиняные горшочки. И на конечном продукте знание или незнание научного определения огня никак не отражается. Хотя вы можете сказать, что лучше знать, чем не знать. Хорошо, но над таким явлением, как психика, до сих пор идут научные споры. Среди ученых никакого единства мнений на данный момент нет. Если с физическими законами многое более-менее ясно, то с психическими наоборот. Поэтому предлагаю перестать делить шкуру неубитого медведя. Если мировое научное сообщество признает соционику наукой, то хуже, конечно, от этого никому не будет, но будет ли лучше – это ещё вопрос. Если вы с этим не согласны, предлагаю задуматься над своей мотивацией. Не скрыта ли в ней попытка снять с себя ответственность?

Мой подход очень прост: самому для себя разобраться, работает это или нет? Удобно ли вам этим пользоваться? Помогает ли это лучше разобраться в других? Помогает ли это прогнозировать отношения? Проясняет ли в целом восприятие других людей? Я же, для себя, на эти вопросы ответил и готов поделиться этим с вами.