Дочитала «Пост» Глуховского. Это было сложно, это было страшно, а местами и противно. Но – дочитала. И долго потом думала – почему же так сложно заходит. Мне кажется, примерно поняла.
Я по-прежнему считаю, что хорошим писателям дан дар предвидения. Конечно, оно не прямолинейно – будет так, так и так, да и вообще, может, это не предвидение в чистом виде, возможно, я слово неправильно подобрала. Можете предложить, как этот феномен правильнее называть. Технология такая: писатель максимально сгущает и уплотняет то, что видит и чувствует в сегодняшнем дне; доводит ситуацию до максимального накала, нагнетает и гиперболизирует и в этом значительно более ярком и четком мире раскручивает сюжет и героев. В результате ярче проступают и варианты развития событий. Варианты будущего.
Теперь о конкретно взятой книге. «Пост» вышел год назад. Сначала это был аудиосериал на Storytel и шел он под грифом «фантастика». А сегодня, всего через год с небольшим, мы двумя ногами стоим на пороге всего того, что Глуховский напридумывал. И дверь туда открыта ооочень широко.
Мятеж: один из регионов империи решил отделиться. Москва применяет секретное оружие, в результате осколок великой империи, называемый Московией, оказывается с жесткой изоляции. Но бумеранг возвращается и теперь в страшной опасности сама Московия. Чтобы выжить, нужно проткнуть барабанные перепонки и не пустить в себя бесовскую молитву.
Совершенно серьезно НЕ рекомендую читать «Пост». Это очень тяжело. Я постоянно говорила себе: «Пост» – всего лишь один из многих вариантов развития событий. Есть другие. Более оптимистичные. Но работает эта мантра из рук вон плохо. Это в первые недели казалось, что придет Масяня и нам поможет. Она не пришла, более того, многие говорят, что все это надолго. Короче, и без пророческих книг тяжело.
Главное помнить. Чтобы спастись, нужно «проткнуть барабанные перепонки» и не пустить в себя «бесовскую молитву». Она - расчеловечивает. А если спастись удалось, нужно попытаться спасти окружающих.
И несколько цитат из книги Дмитрий Глуховского «Пост».
- Мы должны обратно собрать все, что было потеряно.
- Кому должны?
- Отцам нашим!
- Отцу ты своему должен только одно – пережить его, чтобы ему тебя хоронить не пришлось! А я этими завоеваниями-то смысл в другом.
- И в чем же?
- Да просто чтобы завоевывать. У России другого смысла нету, кроме как больше делаться. Все жертвы, все лишения – всегда ради этого и были. Чтоб только дальше расти.
...Они листают Vogue дальше. На его разворотах – мир, удивительно похожий на настоящий и совершенно при этом на него не похожий. Мир, который, отколовшись от Московии, понесся по космосу своей какой-то странно закрученной траекторией и так далеко уже отлетел, что инопланетностью своей просто пугает. Что за странные товары в нем рекламируются, непонятно даже Кате, которая французский язык приблизительно знает. Одежда непонятна даже Танюше, которая, между прочим, среди художников по костюмам слывет самым лютым авангардистом. Люди ли там вообще теперь живут, во Франции?..
Ой, я вас умоляю! А то, что они с нашим посольством сделали, не варварство? Там же геноцид русского народа настоящий произошел! Ни одного человека не осталось за границей, который по-русски хотя бы мог говорить! Весь русский мир уничтожен, погиб! Это хуже, чем варварство! Всех истребить! До единого! Это вам каково? Вы их защищать еще будете?
- Шайтан знает, что там впереди.
- Да то же самое, что и тут, Россия же везде одинаковая, кроме Москвы. Не знаю, что вы там завоевывать-то тама намылились, тут бы сначала все причесали.
- Не в свое дело рыло-то бы не совал.
- Не верю. Зачем им с людьми так было?
- Мы сами хотели без Москвы жить. Не отпускать же им нас?