Найти тему
13-й пилот

Читатели рассказывают. Chetbor: Смутное время и последний полёт

Не все могут знать, что это - последняя посадка... Фото из свободных источников.
Не все могут знать, что это - последняя посадка... Фото из свободных источников.

1992-й год. Су-24М. Кому неизвестно, то могу сказать, что керосин быстрее всех кончился на Дальнем Востоке и уже через полтора года от получения новой матчасти подготовка летного состава свелась к удержанию экипажей только днем в ПМУ (простые метеоусловия) и СМУ (сложные), для чего в полку был сформировано 3 боевых расчета
1 - это те, кому доставалось хоть по одному полету в каждую смену
2 - это те, кто летал раз в месяц, чтоб из ПМУ не выпасть
3 - музобоз, кто летал один - два раза в год только контрольные полёты с инструктором

Хуже, всем понятно, было второму расчету - спрос как с живого, хотя по натренированности - готовый труп. Сам прошел через это - один полет в 40-45 дней, не скажу, что тряслись руки, но четко понимал, что убьюсь за Родину, которая это придумала…
Юрик был в моем звене, и хотя имел второй класс, входил в число тех, кто попал во 2-ой расчет.

Дали нам на звено один самолет по одному полету каждому - вперед соколы-вороны, только не убейтесь, напутствовал перед полетами командир полка.

Я сходил на полигон с СВМ (сложные виды манёвра), зонку малую и МВК (маловысотный контур), передал матчасть в руки Юрика, и стал ждать его возвращения. Через 40 минут Юрик вернулся, вылез из кабины, молча пошел под хвост, и по тому, как он пытался засунуть в рот сразу две сигареты, я понял - "полет удался".
Когда он накурился (чего спешить, пока ОК (объективный контроль) сделают, пусть пока летчик расскажет), рядом пыхтел штурман, который строго соблюдал субординацию - без команды летчика ни слова про полет!

Наконец Юрика прорвало - и начал он со странного, "все, хорош, налетался, я в этот гроб больше не сяду, что я им камикадзе, долбо…ы, пусть сами так летают,......", добавляя при этом всё, что он знал из матюков, поэтому получился довольно длинный спич. За это время мы обошли самолет, ничего поломанного или выдранного я не увидел. Техник доложил, что все готово и ждем ОК.

Рядом недалече нервно подпрыгивал очередной экипаж из звена, не очень понимая, им в кабину можно или подождать еще немного, не понимая что делают с Юриком - имеют его или нет?
Юрик нашагался, накурился и наконец смог рассказать, что было.
Естественно, мандраж перед полетом был приличный - уже была вторая половина лета - за плечами 7 полетов , ну просто асы Геринга, мать их. Но мало кому удавалось сказать перед полетом - я не полечу и все. Каждый в душе верил в себя и, наверно, в бога, в командиров верить было бесполезно.

Запустили, малость чего попутали при проверке, вспомнили, что еще надо, докрутили всё и порулили. Перед полосой стояли долго, попалось подряд 3 экипажа на посадку, поэтому отпустило, в кабине что-то шумит, в ЗШ (защитный шлем) знакомые голоса чего-то докладывают, ДА Я ПОЧТИ СВОЙ ЗДЕСЬ, НА ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ!!!
Задание: в зону на простой пилотаж, по системе и на посадку. Много ума не надо.
Включай форсаж - поехали !!!
Заправка 9600, на улице теплынь около 25, ааабалдеть, а не день.

Оторвались, полетели, карту прочитали, посмотрели всё в кабине в четыре глаза. ВПЕРЕД!!!
Уход в зону был по системе и надо было набирать высоту, однако как-то не получалось и скорость иметь и высоту набирать. Самолет либо летел по горизонту, либо еле-еле лез вверх, теряя скорость…
Мдааа, давненько мы не летали - думал экипаж, и не придал пока событиям каких-либо объяснений. Начали пока просто рассуждать:
Самолет летит – летит!
Скорость 600 есть – есть!
Крыло 16 – 16!
Обороты 92 – 92!
А какого хрена он не хочет высоту набирать, собака подлая!!!

Штурман проверил у себя всё оборудование - не помогает, скребя по несколько метров в секунду самолет пытался набрать высоту до 4200, но с каждым набранным метром самолет все неохотнее лез вверх.
Было проверено в кабине всё, и слева направо и справа налево - не фига не помогало. Появилась мысль - может РП доложить, может чего подскажут. А че доложить, не докладывать же "753, самолет не набирает высоту". Время шло, самолет по метру шкрёб высоту. Экипаж сидел на чашках кресел и думал думу - ну с чего это может быть???!!!
Ага, да пошли в задницу все ограничения по наработке на максимале, и летчик зарушупил РУДы (рычаги управления двигателями) до упора - 100%. Та-а-ак, дела пошли веселее, самолет отреагировал, немного прибавил скорости и как- то бодрее пошёл вверх.

В мозгу созрела новая мысль, если он сейчас, падла, лететь не хочет, то хрен с ним, виражи как-нибудь открутим. А вот как высоту после пикирования набирать, если сейчас уже прошло 4 мин, а мы еле набрали 3600. Тут РБЗ (руководитель ближней зоны) подоспел с указивкой "753, отворот в 4 зону", повернув на курс в зону, летчик понял, что-то надо делать, а что еще и сам не понял, но делать надо срочно, а "это" уже задолбало.
С трудом разогнав 650км/час, начали перекладывать крыло в 45, после чего самолет вообще наотрез отказался набирать высоту - во блин, может чего у нас с крылом. Осмотр показал, крыло 45 и по индикатору 45. Блин, ну ничего не помогает, хоть вой или докладывай ГРП (группа руководства полётами). И то, и другое делать не хотелось. Штурманенок, глядя на командира, притих и спрятался в тубус, мол поищу там чего-либо, может че найду ценного.

Собравшись докладывать о прекращении задания по причине невозможности разогнать скорость, уже изрядно одуревший взгляд еще раз пробежал по кабине, после чего летчик начал натурально биться головой об приборную доску, не говоря при этом ни слова. Выглянувший из тубуса штурман решил пока не вмешиваться, ну хочет командир побиться головой об приборную доску, пусть постучит - может это как-то решит наши проблемы.
Проветрив мозги методом обстукивания о прицел , летчик переставил крыло в 16, и погасив скорость до 500, поставил кран шасси в положение УБРАНО и доложил об окончании задания. Выйдя на маяк, зашел с прямой, сделал 2 прохода 2х180 и сел.

Юрик сдержал слово, и больше не подходил к самолету, перейдя в музобоз.

Вот так, неожиданно для себя, он выполнил свой последний полет.