Азиатская культура уникальна и очень самобытна. Недаром одним из ключевых выражений в русском языке является фразеологизм "китайская грамота" — символ чего-то странного и непонятного. И правда, китайская культура — это смесь философии, религии и истории, постичь которые простому иностранцу без профильного образования специалиста по межкультурной коммуникации или китаиста очень непросто: слишком уж много нюансов надо держать в голове.
Один из таких нюансов — цвет головного убора, который допустим в Китае. Так, например, в Поднебесной наложено своеобразное "табу" на кепки, шляпы и платки зеленого цвета. Конечно, на улице вас никто не остановит и в тюрьму за такое не бросит, но вот косо посмотреть могут. Некоторые даже подшутят, но про себя — иностранцы же, что с них взять?
Но почему зеленые головные уборы вызывают у китайцев такую реакцию? В чем причина? Почему даже в гербе кардинала католической церкви в КНР зеленая шляпа была перекрашена в фиолетовую? Ответ кроется в истории.
Все дело в том, что китайский военачальник Лю Фэн (в оригинале его имя звучит, как Liu Fen, поэтому многие ошибочно называют его Ли, но это неправильно) во времена правления династии Хань издал указ на территории созданного им государства, согласно которому солдаты, повинные в военных преступлениях, наказывались не физически, а морально. Розги, кнуты и плети для них заменили на зеленые платки, которые должны были показать, что перед людьми трус и преступник. По задумке Лю, общественное порицание и своеобразная изоляция должны были стать лучшим воспитателем, нежели розги.
И действительно, солдаты были устойчивы к боли, ранам и травмам, прикрывая свои шрамы одеждой. Многие потом умудрялись хорошо устроиться в жизни, демонстрируя свои рубцы, как символ чести, рассказывая небылицы о тяжелых ранениях и собственной храбрости. Конечно, это не устраивало командование. Поэтому они и решили выделять преступников, трусов и мошенников зелеными платками — чтобы с ними даже дела иметь не хотели.
Чуть позже, в 13 веке, такую меру общественного порицания начали избирать для мужей, чьи жены трудились на не самых почитаемых профессиях. Сюда входили дамы, продающие любовь, певички, уличные музыканты и даже артистки. Считалось, что все они побираются, чем позорят не только себя, но и своего мужа.
И, казалось бы, при чем тут муж, если неправильные решения принимает женщина? Все просто: в те времена мужчина сам нередко пристраивал сестер, дочерей и жену в "профессию", получая с женщины доход. Зеленый платок был отличным способом посрамить честь человека, отдавшего женщину на такой заработок.
Несколько позже, когда нравы в Китае стали менее дикими, а продажа людей менее популярной, зеленый платок стали носить уже жертвы супружеской неверности. С тех пор этот элемент гардероба стал символом обманутых мужей. Именно поэтому мужчины в Китае всеми силами стараются его избегать.
И хотя в 21 веке все сообщения о том, что в Китае запрещен зеленый цвет — не более, чем фейк и спекуляция, мужчины все еще его избегают. Конечно, на тематических вечеринках, вроде Дня Святого Патрика или мальчишника, мужчины могут примерить что-то такое, но в жизни — нет. Слишком уж сильна память предков.