В трудные для многих в нашей стране девяностые годы тяжело было и сотрудникам заповедника. Помню, что полгода нам платили небольшие авансы, обещая в будущем рассчитать полностью. В конце концов, рассчитали, но инфляция обесценила наши деньги. Заповеднику намекнули, что у него слишком большой научный отдел, надо сокращать, а куда деваться уволенным? Жили бы в городе, можно было бы поискать работу, а куда податься в маленьком посёлке? Были горячие головы, которые предлагали уволить всех пенсионеров, их нагрузку распределить по оставшимся сотрудникам, ну и их зарплату так же поделить, а то они и за работу получают и пенсию, слишком жирно живут. Директор отказался, мотивируя свой отказ тем, что скоро и мы сами в таком положении окажемся, нельзя так с ветеранами поступать.
А научный отдел выглядел большим, потому что в него входили все сотрудники лосефермы. Провели реформу, создали новый отдел – отдел экологического просвещения, куда была выделена лосеферма. Мне предложили перевестись из научного отдела в этот новый отдел и стать его руководителем. Выбор, вероятно, основан был на том, что и во время работы в научном отделе я писал заметки в местные газеты, выступал с лекциями в школе, проводил экскурсии в Музее природы. Небольшой опыт работы уже был, но надо было расширять сферу деятельности. Посчитал, что можно привлечь к нам больше туристов. Вот только чем, какими маршрутами? И вот что я предложил.
Кстати, небольшое виртуальное путешествие по заповеднику можно совершить не выходя из дома, если посмотреть фильм на нашем канале
В посёлке вдоль берега р. Печоры сохранилось несколько огромных складов, когда-то принадлежавших чердынским купцам Алиным. В былые времена их здесь было 120-140 штук. Сюда, в пос. Якшу, груз доставляли по реке Берёзовке (притоку реки Камы), по речке Вогулке (это пока бассейн Волги), далее по канаве на болоте до реки Волосницы (это уже бассейн Печоры). Здесь груз на лодках вниз по течению спускали до Печоры (55 км) и по Печоре так же вниз по течению 55 км до Якши. Потом на Волоснице на выходе из болота построили пристань, которая называлась Свинка. Искал происхождение такого названия, оказалось, что так называются рубленые пристани. В настоящее время эта пристань полностью исчезла, сохранилось только название за этим местом. От этой пристани до Якши по суше всего 19 км, поэтому, естественно, поток товаров пошёл по прорубленной в лесу дороге. В настоящее время это широкая лесовозная дорога, которая пересекает реку Волосницу в 16 км от посёлка.
Об истории наших мест вы можете прочитать в статьях
Получается, что ехать или идти всего 16 км. А вот на лодке спускаться по Волоснице примерно 55 км до её устья, попадаешь на реку Печору и, минуя деревню Волосницу, которая находится в 5 км ниже, спускаешься вниз по течению до Якши. Это ещё 55 км. По этому маршруту проходил несколько раз и по работе, и с охотой, в компании и со взрослыми, и с сыном школьником. Вот такой маршрут я предложил туристам. Надо заметить, что на реку Волосницу можно попасть и по другой дороге, которая ведёт на деревню Курья, правда в этом случае до реки по дороге уже 28 км, а водный маршрут сокращается более, чем в половину, и значительно легче проходим из-за скорости течения, здесь меньше завалов.
И вот однажды к нам приехала группа туристов, которые решили пройти эту «кругосветку» на резиновых надувных лодках. В её составе двое взрослых, дети старших классов, а так же и начальных классов, которые, вероятно, были детьми руководителей. А получилось так, что за несколько дней до их приезда я в лесу сломал себе палец, на который неудачно наложили шину, а потом гипс, так что он у меня хоть и работает, но остался кривым. Из-за травмы, я не мог сопровождать группу.
Старшие группы стали договариваться с директором о машине, чтоб их подвезли к реке Волосница. Группа решила пройти сокращённый маршрут, заброску сделать по дороге на Курью. Это было вполне разумно, учитывая состав группы. Всё было бы хорошо, если бы в этом обсуждении принял участие и шофёр, которому поручили отвезти группу. Ему сказали, что надо ехать на Волосницу, он и повёл по короткому и в хорошем состоянии тракту, по которому до Волосницы всего 16 км. По тому, как он быстро обернулся назад, я понял, что туристам предстоит «дальняя дорога».
В день, когда туристы приплыли в Якшу, я был в лесу, пришёл только вечером. Директор при встрече сказал, что мне повезло, что я не был в посёлке, а ему высказали всё, что думают руководители группы о таком путешествии и о том человеке, который предложил его пройти. Главное, им не хватило продуктов, поэтому первое, что они сделали в деревне Волосница, пошли в магазин за продуктами, на ферму за молоком и сметаной, устроили пир на берегу Печоры и только тогда поплыли дальше. На следующее утро все уже успокоились, разобрались, почему так получилось.
Но с того далёкого времени больше ни одна группа не проходила этим экстремальным маршрутом.