Найти в Дзене

Иван Шишкин: русский художник-пейзажист

Настоящий мастер пейзажа, который благодаря своему таланту воплотил популярную сентенцию “красота в глазах смотрящего”, Иван Шишкин продолжает привлекать внимание художественной аудитории по всему миру. Как и многие русские художники и живописцы на протяжении всей истории, этот популярный русский художник также вдохновлялся пейзажами и изображениями природы. Однако то, что делало его особенным и, следовательно, высоко ценилось, было его аутентичной манерой и мастерством в живописи, которые представляли повседневные сцены как необычные, почти сказочные образы. По мнению искусствоведов и кураторов, особый талант Шишкина заключался в его способности видеть и понимать совершенную гармонию природы. Это стремление к общению с природой началось с тех пор, как Иван Шишкин был ребенком, пораженным захватывающими дух пейзажами в сельской местности своей Родины. Будучи мастером деталей, он стремился представить каждый элемент в своей картине настолько ярко и четко, насколько это возможно, как буд
Оглавление

Настоящий мастер пейзажа, который благодаря своему таланту воплотил популярную сентенцию “красота в глазах смотрящего”, Иван Шишкин продолжает привлекать внимание художественной аудитории по всему миру.

Как и многие русские художники и живописцы на протяжении всей истории, этот популярный русский художник также вдохновлялся пейзажами и изображениями природы.

Однако то, что делало его особенным и, следовательно, высоко ценилось, было его аутентичной манерой и мастерством в живописи, которые представляли повседневные сцены как необычные, почти сказочные образы.

По мнению искусствоведов и кураторов, особый талант Шишкина заключался в его способности видеть и понимать совершенную гармонию природы. Это стремление к общению с природой началось с тех пор, как Иван Шишкин был ребенком, пораженным захватывающими дух пейзажами в сельской местности своей Родины.

Будучи мастером деталей, он стремился представить каждый элемент в своей картине настолько ярко и четко, насколько это возможно, как будто восхваляя целостность природы и ее мощную вездесущность. Его пейзажи переполнены теплой пастелью и четкими цветовыми оттенками, которые впечатляют зрителей и создают иллюзию присутствия в самом изображении, нарисованном на холсте.

Детство Ивана Шишкина

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, Российская империя). Его исключительный талант к рисованию был очевиден с раннего возраста, однако его семья была не совсем в восторге от того, что их сын вырос художником, и постоянно отвергала эту идею.

Тем не менее, Иван Шишкин никогда не расставался со своим карандашом и блокнотом для рисования, поскольку рисование природы было для Шишкина актом изучения природы. Это привело к несравненному мастерству рисования деревьев до мельчайших деталей. Неудивительно, что современники называли его “Лесным царем”, “Старой сосной”, “Одиноким дубом”, “Титаном русского леса”, поскольку никто другой не мог рисовать леса так реалистично и с такой большой самоотдачей.

В 1884 году, после окончания начального образования, Шишкина отправили в Казанскую гимназию, где он, наконец, нашел людей, с которыми мог поделиться своей страстью к искусству и науке. Будучи студентом, он посвятил себя естественным наукам и преуспел в этих предметах. Однако средняя школа казалась ему довольно ограниченной и ненадежной для его профессиональных амбиций, поэтому, когда летние каникулы в школе закончились, он бросил школу.

Согласно его автобиографии, относящейся к этому периоду, он бросил среднюю школу, потому что чувствовал себя подавленным “узколобым формализмом” и отказался “стать клерком”.

В последующие четыре года Шишкин продолжил свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством профессора Мокрицкого. Затем он поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге и учился там до 1860 года.

За четыре года обучения в Академии он получил ряд наград и золотую медаль в день окончания учебы за свою работу "Вид на остров Валаам, Кукко 1860" (Русский музей, Санкт-Петербург). Как талантливый и подающий надежды художник ему была предоставлена так называемая императорская стипендия для обучения в Европе в последующие 3 года.

"Утро в сосновом лесу"
"Утро в сосновом лесу"

Жизнь за границей

Стремление Ивана Шишкина к пейзажам и изображениям природы было очевидно еще со студенческих времен, поэтому после получения золотой медали он не спешил выбирать следующее учебное направление, а отправился рисовать в любимую Елабугу.

Ему нравилось прятаться в глухом лесу или находить новые, неизведанные уголки сельской местности, которые позволяли ему рисовать часами, позволяя себе чувствовать себя оторванным от времени и любых дел, единым целым с окружающей природой, которая оживала на холсте с каждым мазком его кисти.

Несмотря на то, что Иван Шишкин удостоен награды и медали Академии художеств, он никогда не был художником, которому нравилась кочевая жизнь. Его сердце и душа были привязаны к своей Родине России, поэтому, когда он отправился за границу в 1862 году, его поразило чувство изоляции и отчуждения, когда он бродил по улицам Берлина и Дрездена.

Чувствуя тоску по дому, он даже написал: “Почему такая душевная боль? Почему я не в России, которую я так люблю?”. Однако все изменилось, когда он отправился в Прагу. Там Шишкин снова нашел вдохновение, привлеченный картинами и рисунками чешских реалистов, особенно знаменитого Йозефа Манеса.

В 1863 году Шишкин отправился в Швейцарию, где посетил сэра Роберта Кольера, у которого была студия в Цюрихе. Кольер был мастером офорта и с радостью передал свою технику Шишкину, который позже посвятил себя как офорту, так и литографии. Более того, Швейцария привлекла внимание художника, поскольку ее великолепные горы были неиссякаемым источником вдохновляющих видов, которые он любил рисовать.

Этот период жизни и творчества Шишкина поднял его карьеру на новый уровень после того, как он создал картину "Вид близ Дюссельдорфа" (1865, Русский музей, Санкт-Петербург) и, следовательно, был удостоен полного членства в Императорской академии художеств. В 1897 году картина была представлена на Всемирной выставке в Париже.

Возвращение в Россию

Вернувшись домой, в Россию, он основал новаторское художественное объединение, известное в народе как “Передвижники” или ”Ассоциация передвижных художественных выставок". Это Объединение также известно как “Передвижники“ или ”Странствующие" на английском языке.

Художественная кооперативная группа была создана в знак протеста против академических ограничений четырнадцатью студентами, которые решили покинуть Императорскую академию художеств.

По словам студентов, преподаватели в Академии были сдержанны и строго разделяли высокое и низкое искусство. Их стремление было сосредоточено на привлечении и обучении простых людей искусству. Таким образом, они сформировали независимое художественное общество, которое несло искусство в массы, демонстрируя достижения русского искусства, чтобы научить людей из провинции ценить его. Они представили работы, которые изображали современную жизнь людей в Москве и Санкт-Петербурге и всегда были независимы в своих действиях, никогда не поддерживались государством.

Передвижники выставляли работы, которые отображали многие аспекты общественной жизни. Очень часто они представляли изображения, которые говорили о несправедливости и неравенстве, а также о жизни простых людей.

После интенсивной работы с этой группой Шишкин стал членом Общества русских художников-акварелистов, участвовал в выставках Академии художеств, Всероссийской выставке в Москве, Всемирных выставках в Париже и Вене и выставке в Нижнем Новгороде, в период с 1882 по 1896 год.

"Дождь в дубовом лесу"
"Дождь в дубовом лесу"

Профессорская должность

В 1873 году художественная карьера Ивана Шишкина была завершена, поскольку он стал профессором живописи в Императорской академии и преподавал там до 1898 года.

За свою выдающуюся и успешную карьеру Шишкин создал сотни пейзажных картин, таких как "Буковый лес в Швейцарии" (1863, Русский музей, Санкт-Петербург ), "Тевтобургский лес" (1865, Санкт-Петербург), "Прогулка в лесу" (1869, Санкт-Петербург), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, Третьяковская галерея, Москва), "Лесной пейзаж с цаплями" (1870), "Освещенные солнцем ивы" (1870-е)," Сбор грибов" (1870, "Сосновый лес в Вятской губернии" (1872,), "Утро в Сосновом лесу" (1889).

Большая часть произведений Ивана Шишкина из художественной коллекции была куплена русским коллекционером Павлом Третьяковым, который собрал множество его рисунков и гравюр.

Личная жизнь

К сожалению, карьерный успех Шишкина никогда не увязывался с его личной жизнью, что было весьма прискорбно. Он был дважды женат, но оба раза оставался вдовцом, и его дети тоже скончались. Борясь со своим внутренним горем и мраком, Шишкин никогда не бросал живопись и продолжал творить до самых последних дней своей жизни.

Кульминацией его карьеры стало создание в 1898 году композиции “Роща корабельного леса”, в которой он выразил свои воспоминания и впечатления раннего детского периода.

На картине изображена Афонасова роща судостроительного леса близ Елабунги. Работа посвящена его родине, для которой он всегда держал особое место в своем сердце и художественных образах. Эта грандиозная картина была написана незадолго до последнего дня его жизни.

Шишкин был известен не только своей живописью, но и развитием своего личного стиля и техники, позже известной как техника гравюры и рисунка Ивана Шишкина. В 1880-х годах его рисунки были выполнены мелом и углем, которые отличаются большей выразительностью, чем рисунки 1860-х годов.

В 1898 году, в возрасте 66 лет, Шишкин неожиданно скончался в своей мастерской в Санкт-Петербурге во время работы над своей последней картиной “Лесное царство”. Сегодня самую большую коллекцию картин Ивана Шишкина можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.