Разные компании часто выглядят одинаково для соискателей: в преимуществах работодатели указывают белую зарплату, наличие кофемашины и интересные задачи. На фоне всего этого нужно чем-то зацепить кандидатов, чтобы лучшие из них захотели именно к вам.
Что такое EVP
EVP, оно же ценностное предложение работодателя — это то, что выделяет компанию на фоне других. Это изюминка, уникальное преимущество, ради которого новые сотрудники будут к вам приходить, а старые оставаться.
— EVP — короткий и простой ответ на вопрос, почему именно в вашей компании стоит работать. Так что сформулировать его нужно максимально чётко, описав как прагматичные преимущества, вроде высокой заработной платы и социальных гарантий, так и те, что могут поиграть на струнках души, по типу пресловутого дружного коллектива. Но так как прагматичные преимущества по большому счёту у всех компаний стандартные или даже скопированные друг у друга, стоит сосредоточиться на душе организации, которая априори не такая как у других, — советует София Костюнина, бизнес-эксперт, маркетолог, основатель проектов Language Speaking Clubs & SpeakLab.
Что можно предложить сотрудникам?
- высокую заработную плату — выше, чем у конкурентов
- пособия, льготы, премии на праздники
- возможность карьерного роста
- корпоративное питание и печеньки в офисе
- корпоративный транспорт
- гибкий график работы и возможность работать удалённо
- обучающие курсы и семинары
- тематические вечера, клубы по интересам
- разные плюшки в офисе: от той же кофемашины до массажного кресла и тренажёрного зала
- корпоративные цены на отдых, спорт или что-то другое
Идей миллион с хвостиком — выбирайте то, что вам подходит.
Всегда ли нужно ценностное предложение работодателя?
Выделять преимущества нет смысла, если у вас нет конкурентов, например, вы разрабатываете космические корабли, или если вас всё устраивает в потоке соискателей и сотрудников. Подумайте:
- Хотите ли вы выделяться на фоне конкурентов, искать способы привлечь и удержать персонал или вас всё устраивает?
- Готовы ли вы создавать и поддерживать EVP? Несложно прописать список преимуществ, сложно ему соответствовать — у вас должны быть на это и деньги, и время.
Нюанс, о котором часто забывают: EVP позволяет не только привлечь нужных кандидатов, но и отсеять неподходящих. Например, если вы транслируете, что вы молодые и динамичные, то люди в возрасте, мечтающие стабильно сидеть на одном месте, к вам, скорее всего, уже не придут.
Как сформировать ценностное предложение работодателя
Оцените ресурсы
Во что вы готовы вложиться? Если хотите ставить на высокие зарплаты, то у вас как минимум должна быть такая финансовая возможность. Подумайте и о персонале, который будет воплощать идеи. Например, тематические вечера хороши, если у них есть ведущий и «пиарщик».
Определите точку «А»
Наверняка какие-то преимущества у вас уже есть, просто вы о них не задумываетесь. Если вы выделяете корпоративный транспорт и позволяете работать удалённо, зафиксируйте это.
Определите точку «В»
Подумайте, где будет компания через год, два или три. Если вы выходите на путь цифровизации и шаги по оцифровке расписаны на несколько лет вперёд, то составлять EVP нужно с их учётом.
Пообщайтесь с коллективом
Спросите, что сотрудникам нравится в текущей работе, а что не очень. Так вы узнаете, что нужно убрать, а что сохранить. Устройте открытый опрос, чтобы сотрудники накидывали свежие идеи.
Проведите внешние исследования
Посмотрите, на какие преимущества обращают внимание соискатели — если нет средств на полномасштабное исследование, фиксируйте вопросы на собеседованиях. Узнайте, как соискатели в принципе относятся к вам и к вашим конкурентам: в исследования нужно включить вопросы типа «Какие из перечисленных компаний вы знаете», «Где бы вы хотели работать» и др.
Посмотрите, что у конкурентов
Кто-то транслирует свои преимущества на корпоративном сайте, а кто-то размещает список в вакансии на джоб-борде. Изучите прямых конкурентов, чтобы понять, что можно позаимствовать и как лучше отстраниться. Посмотрите крупные компании-долгожители: они уже успели сформировать EVP и обкатать его на сотрудниках. Небольшое уточнение: конкурентами считаются те, с кем вы делите сотрудников, а не клиентов.
Что должно быть в хорошем ценностном предложении работодателя
- Ставка на рациональное и эмоциональное. Обе составляющие одинаково важны.
- Соответствие реальности. Нельзя выделять дружный коллектив как преимущество, если в компании все ругаются. Сначала надо сплотить коллег.
- Соответствие ожиданиям. Например, программисты привыкли к большим зарплатам — если заменить материальную мотивацию корпоративными мероприятиями, можно потерять и кандидатов, и сотрудников. Так что нужно оставить принятые в той или иной сфере преимущества и дополнить их чем-то новым.
- Уникальность. Надо выделяться на фоне других компаний, а не копировать их.
- Простота. Если вы будете описывать свои преимущества длинными фразами, даже самые лояльные кандидаты не станут их читать. И не делайте 50 преимуществ, их не запомнят.
EVP недостаточно просто разработать: его нужно транслировать. Будет странно, если компания предоставляет сотрудникам бесплатное проживание на турбазе или замену старой техники на новую, но об этом никто не знает.
Как часто нужно обновлять EVP
Нет идеального интервала, но есть ситуации, когда точно нужно это сделать:
- У вас возникли трудности с поиском соискателей и удержанием сотрудников
- На рынке появился новый конкурент
- Вы обновили свою бизнес-стратегию, миссию, ценности, позиционирование, сменился топ-менеджмент компании или произошли другие внутренние изменения
- Изменился сам рынок
— Когда компания сталкивается с трудностями поиска и подбора новых сотрудников, необходимо обновить EVP как можно скорее. Очевидно, что ценностное предложение работодателя не соответствует представлениям кандидатов и актуальным тенденциям рынка труда, — сообщает Данил Ильин, директор и основатель ИТ-кадрового агентства HEAAD.
Можно обновлять ценностное предложение и в профилактических целях: раз в год просматривайте его и анализируйте, что из текущих преимуществ актуально, а что уже нет.
__
В вашей компании есть EVP?