Авиаперевозки для граждан СССР были совсем не роскошью, ведь билет на самолет чаще всего стоил, как место в поезде. Каждый день тысячи рейсов единственной советской авиакомпании «Аэрофлот» отправлялись в самые удаленные уголки огромной страны. Причем они летали не только из Москвы, Ленинграда или столиц союзных республик, но и добирались до регионов. К примеру, вы могли спокойно сесть на рейсы ,следующие по маршрутам Донецк-Иваново и Волгоград-Свердловск. А в отдаленных регионах Союза развивалась местная авиация. И все это подтверждается цифрами. Так, в 1980 году лайнеры главной авиакомпании перевезли 103 миллиона пассажиров, а в 1990 — уже 131 миллион.
Из чего состоял флот СССР? С 60 по 80-е годы широко эксплуатировались турбовинтовые лайнеры Ил-18, Ту-114, Ан-10 и Ан-24, а затем реактивные Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-40, а также первый советский широкофюзеляжный аэробус Ил-86. Естественно, что не обходилось и без авиакатастроф, о которых редко писали в газетах. Поскольку печальные события власть не любила придавать огласке. Таким образом и родился миф о великой советской авиации. К счастью, большая часть происшествий в итоге стала достоянием общественность через десятки лет, из чего мы можем сделать выводы о самолетах с самой сомнительной репутацией. В качестве критериев можно взять отказ техники, конструкторские недостатки и, конечно, ошибки экипажа и наземных служб. Ниже вы увидите список лайнеров, на которых многим действительно повезло остаться в живых.
4 место
Ту-104 (годы эксплуатации 1956-1979)
Первый в Союзе реактивный пассажирский лайнер с двумя двигателями, встроенными в крылья у фюзеляжа, сконструировали на базе военного Ту-16. Модель долгое время не могла привести в порядок болячки родителя, что приводило к печальным инцидентам. Кроме того, чтобы показать свою мощь европейским капиталистам с их «Каравеллой» и американцам с «Боинг-707», власти приказали допустить самолет к гражданским полетам раньше срока. Более поздние модификации могли брать на борт до 100 пассажиров и перевозить их на расстояние до 2600 км со скоростью 750-800 км/ч.
В 1956 году Ту-104 был признан советской сенсацией авиасалона в лондонском Фарнборо, но простые пилоты старались обходить его штурвал стороной. Их смущали постоянно отказывающие двигатели, проблемы с электропитанием, подхваты на эшелоне и сваливание на низких скоростях. Технические неполадки привели к потере 7 бортов, а человеческий фактор погубил еще два. В 1960 году выпуск и вовсе прекратили, ограничившись двумя сотнями лайнеров. Все они обслуживали рейсы «Аэрофлота» вплоть до 1979 года, когда после уничтожения самолета из-за ложной активации датчика возгорания двигателя у Внуково их навсегда отстранили от перевозки гражданских лиц..
3 место
Ил-18 (годы эксплуатации 1959-1980)
Перед вами один из первых массовых советских газотурбовинтовых лайнеров, поскольку до этого выпускали только поршневые. Он мог летать до 6500 км со скорость 620 км/ч. Пассажиры смогли оценить его работу в 1959 году. Самолет вмещал 122 человека. Его главное отличие от Ту-104 и многих других заключалось в том, что конструкторы изначально создавали его для гражданское авиации, а не переделывали военные образцы. Характеристики, комфорт, скорость и вместимость были идентичны украинскому конкуренту Ан-10, исключая дальность полета.
С 60-х до конца 70-х Ил-18 был основным самолетом для перелетов средней и большой дальности. Так, на нем авиакомпания выполняла более 30% всех рейсов. Хоть эту модель и часто называют крайне надежной, это неправда. С завидной регулярностью у лайнера ломались винты и воспламенялись запорожские двигатели АИ-20. Добавляла хлопот и несовершенная навигационная система. За время эксплуатации с 450 воздушными судами «Аэрофлота» из-за технических неполадок произошло пять печальных инцидентов, а еще 11 охарактеризовали как ошибки пилотирования и аэродромных служб. Добавляло хлопот и то, что пассажиры постоянно жаловались на сильный шум и вибрацию от моторов, особенно на передних рядах рядом с винтами, а еще их смущало на то, что самолет часто проваливался в воздушные ямы. Регулярные рейсы на Ил-18 убрали только в конце 1980 годов.
2 место
Ту-124 (годы эксплуатации 1962-1979)
Уменьшенная и немного модернизированная версия Ту-104 с турбовентиляторными движками и скоростью 850 км/ч использовалась для коротких маршрутов до 2000 км и вмещала около 56 человек. Обычно на этих самолетах летали в европейской части СССР. У «Аэрофлота» находилось около девяти десятков таких лайнеров, и в 70-е годы их очень часто ставили в расписание, ведь рейсы приносили около 10% пассажирских перевозок.
Однако эта модель переняла все болячки своего старшего полетного брата. Так, за 17 лет полетов из-за постоянных отказов руля высоты, авиагоризонтов и двигателей было утрачено семь самолетов, а еще трех не стало из-за ошибок экипажа и неизвестных обстоятельств. С середины 70-х шумные и ненадежные Ту-124 без громких заявлений начали заменять на более современные Ту-134 с двигателями в хвостовой части самолета, а в 1979 году после еще одного падения с эшелона под Кирсановом из-за непроизвольного выпуска закрылков самолеты спешно сняли с пассажирских рейсов окончательно.
1 место
Ан-10 (годы эксплуатации 1959-1973)
Познакомьтесь с легендой! Это первый в Союзе турбовинтовой самолет с широким фюзеляжем и необычным верхним креплением крыла. Конструкторы работали над ним ради перевозок большого количества людей на совсем небольшие расстояния. В отличие от Ту-104 он был способен садиться на полосы с грунтовым покрытием, которых тогда было хоть отбавляй южных регионах огромной страны. Ан-10 рассчитывался на перевозку 112 пассажиров в рамках 2000 километров и со скоростью 650 км/ч. Сначала в «Аэрофлоте» эту модель просто обожали, поскольку она был очень неприхотливой в обслуживании и не имела проблем с перерасходом топлива. Но во время перелетов стали известные недостатки Ан-10.
Причем эти проблемы были весьма существенным для пилота любого уровня. Так, лайнер «клевал» носом при обледенении с выпущенными закрылками, а двигатели АИ-20 нельзя было назвать образцом надежности. Все это привело к тому, что в 1960 году выпуск модели быстренько свернули, но выпущенные авиамашины все-таки допускали до внутренних рейсов в отличие от зарубежных. В 70-х после двух происшествий с самолетом прямо во время полета все 90 бортов списали после 14 лет обслуживания. Проблема заключалась в трещинах центроплана, вызванных гибкими крыльями. Любопытно, что грузовые модификации Ан-12 продолжается до сих пор. Например, лайнер часто используют в африканских странах.
По промокоду dzenfriends подп исчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!