Одна из самых любимых мной групп – с ранней юности, когда я впервые услышал их альбом Fearless естественно - с Чапменом и Уэттоном, то голос Чапмена тут же стал для меня «номер один» среди всех британских певцов, а разнообразие и оригинальность Family – при всех свои закидонах, игравшей настоящий рок – арт-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, хард-рок – как угодно можно обозвать, но музыка группы – это свой особенный космос. Потом, когда уже попался мне – среди всех остальных, ибо мания «собрать весь Family» овладела мной тут же – так вот, когда попался и первый альбом – Music In A Doll’s House – я окончательно убедился в их, «Семье», совершенном великолепии и непредсказуемости. Хоровой запев с прорывающейся сквозь «А-а-а-а» Чапмена в The Chase виолончелью, аккуратные духовые, ломающаяся структура, сложна вокальная линия – и очень быстро заканчивается одна песня, начинается другая – Mellowing Grey – сюита, струнные, акустическая гитара, Чапмен поет без своего фирменного хрипа, мелодия струнных и общая палитра напоминает композиции The Moody Blues периода To Our Children Cheldren Children, только мелодии Family не столь печальны и протяжны, Чапмен поет грусть, но и свет. Вступление гармошки, по звуку напоминающей казу, тихий марш Never Like This – мелодичный, вкрадчивый и агрессивный – и снова очень короткий. Первые шесть песен альбома – от двух до трех в редких случаях, минут, да и до трех не дотягивают. Но так плотно насыщены меняющимися мелодиями, фразами гитары, баса, скрипок, голоса, так закончены и полноценны, самодостаточны, что к их хронометражу привыкаешь и альбом сам собой складывается в сверкающую мозаику. Family – рок-группа, которая аранжирует свои песни не как рок-бэнд, а как оркестр – с электрогатрой, басом, ударными, скрипкой, виолончелью, флейтой, гармошкой, перкуссией и массой студийных обработок. По крайней мере, кроме двух последних альбомов, которые уже сыграны «чисто рок-группой» - это Bandstand и It’s Only A Movie. Но и эти два альбома очень хороши. Здесь же, в первом – после Never Like This – драматичный номер Be My Friend, с плавающим, заобработанным в студии звуком, психеделия в лучшем проявлении, вокал через флэнжер, гулкие ударные, Чапмена у микрофона сменяет Рик Греч – тот самый, который играл в Traffic, а скоро уйдет в Blind Faith. Без перерыва – выплывает тридцатисекундный задел Variation On The Theme Of Hey, Mr. Polisemen, которая целиком прозвучит на второй стороне пластинки. И – Winter – фортепиано, битловские виолончели и драйв ритм-секции. Распевная, отдаленно напоминающая ранний Pink Floyd совершенно кислотная песня. Взбесившаяся гармошка начинает Old Song New Song – единственный номер, который показывает, что группа будет играть дальше – именно тот самый «Семейный» рок – бешеный темп, хрипящий и невероятной силы вокал Чапмена, гуляющий джазовый бас, и общая агрессия. И отличная, говорящая гитара Джона Уитни. К финалу разгонятся саксофоны, Уитни уже разыгрался не на шутку, саксофон перехватывает его соло и группа уже играет тяжелый джаз-рок. Hey Mr. Poliseman – у Family будет много песен с налетом кабаре, эта – одна из первых. Но это жутко мрачное кабаре, может конкурировать с Моррисоном. Издевательские соло гитары с саксофоном, ернический голос Чапмена и при этом – нож за пазухой, кастет в кармане. Рваный ритм, злющая гармошка и зареверберированный, издалека звучащий голос Чапмена в See Through Windows – больше мрака, еще больше мрака! Но этот мрак – не мрачный, это снятый в конце семидесятых на пленку голливудский фильм про гангстеров – объемный, в темных цветах, увесистый, как «Крестный отец» или «Однажды в Америке». Peace Of Mind c дроном скрипки, но врываются барабаны и пошла живописная рок-пьеса с остановками, сменами рисунков, вскриками фальцетом, снова дронированием Рика Греча, вокализами, тяжелыми гитарными аккордами – опять в одной песне все и сразу. Но не грузит, все логично и драматургично. Следующая вещь – Voyage – продолжение предыдущей – одна в другую без паузы. Здесь уже чистый вокальный арт-рок. Или – прото-арт-рок. В любом варианте, необычно, захватывающе и завораживающе. Скрипка и голос под звуки воющего ветра, какими инструментами он создан неясно, но это не фонограмма, это живое исполнение «партии ветра». Кажется, гитара, все-таки. «Восточная», как и положено любой уважающей себя британской группе шестидесятых The Breeze и 3x Time, английская баллада, превращающаяся в совершенно шизофренические, но мелодичные и разудалые рулады оркестра нетрезвых пожарных, напоминающая причуды Сида Барретта. В общем, это очень хорошая и очень нужная пластинка. Нужная – для того, чтобы не падать духом. Как говорил Андрей Панов, узнав о существовании группы Sex Pistols – «Надо же, оказывается, у них есть такие же идиоты, как и мы». Ну, нет, конечно, Family - вовсе не идиоты, да и «Пистолеты» вполне вменяемы, и группы это совершенно разные и время другое, но упасть духом «Музыка кукольного дома» не позволит.