Центральноафриканская Республика
В декабре 2020 года Министерство иностранных дел России сообщило, что Москва отправила в Центральноафриканскую Республику 300 военных инструкторов «для обучения военнослужащих национальной армии». Об этом был уведомлен комитет Совбеза ООН. В ведомстве добавили, что «для отражения натиска незаконных вооруженных формирований задействован контингент Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в ЦАР (МООНСЦАР)», который тесно сотрудничает с подразделениями республиканской армии. Кроме того, решается вопрос о переброске в ЦАР части миротворцев из миссии ООН в Южном Судане, а также военных из Руанды. По имеющимся данным в ЦАР сейчас находится 1350 военных или инструкторов из России. Деятельность россиян настолько впечатлила руководство республики, что на одном из главных проспектов Банги столицы ЦАР в ноябре 2021 года им был установлен памятник. Бронзовые силуэты изображают четырех солдат,
двух русских и двух жителей Центральноафриканской республики, которые сражаются с невидимыми врагами и защищают женщину и двух детей. Площадь, где размещен памятник, уже стала культовым местом. Люди со всех уголков страны приезжают сюда, чтобы сфотографироваться на фоне бронзовых фигур воинов, принесших в ЦАР мир и стабильность.
Раньше должность советника по национальной безопасности президента ЦАР всегда занимал гражданин Франции. Впервые на это место назначили россиянина. В начале в Африку, в ЦАР прилетели всего 170 российских инструкторов. После демократического избрания президента ЦАР Туадера правительство контролировало всего несколько кварталов в столице. Страна была поделена на части враждующими между собой группировками. Власть держалась только на немногочисленном контингенте ООН. "Голубые каски" старались ни во что не вмешиваться и охраняли только себя. Ну, и немного президента. Армия и полиция остались без оружия. Во время переворота 2013 года группировка "Селека" разграбила все склады. Из-за санкций ООН поставки вооружения в страну были запрещены. К тому же повстанцы объявили о новом походе на столицу. Президент Туадера вылетел в Россию просить о помощи. И она была оказана. Прибыли не только военные но и врачи. Сейчас правительственные силы контролируют практически всю территорию страны и чувствуют себя довольно уверенно. Причем, и не без основательно, стабилизацию обстановки в стране они соотносят с прибыванием россиян.
ЦАР — одна из беднейших стран мира. По ВВП на душу населения она занимает предпоследнее место (беднее только Бурунди). Между тем в одной из наименее развитых стран мира есть большие запасы самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, золота, алмазов, урановой руды. Тем не менее из-за постоянных межэтнических и межконфессиональных конфликтов наладить добычу полезных ископаемых не получается: правительство просто не контролирует большую часть страны.
МАЛИ
В январе 2022 года на военную базу в Томбукту, которую недавно покинули французские силы антитеррористической операции «Бархан», прибыли военные инструкторы из России. Эту информацию 7 января малийские военные подтвердили RFI и агентству France-Presse. Углубление военного сотрудничества Москвы и Бамако идет на фоне настойчивых предупреждений стран Запада, партнеров Мали, о недопустимости размещения в стране российских наемников ЧВК Вагнера, которые Москва насмешливо игнорирует.
На территории Мали было размещено значительное число российских военных инструкторов, высокопоставленные источники в малийских вооруженных силах сообщили о том, что число специалистов из РФ достигло 400 человек. Российские инструкторы, в частности, размещены на военной базе в Томбукту, городе на севере центральной части страны, на территории бывшей французской базы, уже развернут тренировочный полигон, причем обучение подразумевает как работу с автоматическим стрелковым оружием, так и изучение тактики диверсионных групп радикальных исламистов. Кроме того, Москва оказывая Бамако поддержку в борьбе с радикальными формированиями, с целью укрепления сотрудничества между государствами было передано четыре военно-транспортных вертолета Ми-171.
Мали – большая, но бедная страна, большею частью лежащая в пустыне Сахара. Это крупнейший в регионе экспортёр хлопка и третий в Африке добытчик золота – около 50 тонн в год. Впрочем, при общих оцениваемых запасах этого металла в 600–800 тонн перспективы на длительное кормление от этого ресурса кажутся достаточно призрачными. Да и общий объём экспортных заработков – немногим больше 3 млрд долларов в год на 14 млн населения – не кажется впечатляющим. Есть ещё уран, бокситы, руды чёрных и цветных металлов. Много всего, но по мелочи. Вот, скажем, в соседней Гвинее запасы бокситов – одни из крупнейших в мире. Логично, что, как только кризис на Западе усилился, Париж устроил там военный переворот. Старая добрая европейская традиция, когда прижмёт. Затем там на протяжении меньше года произошло сразу два военных переворота. И второй из них Парижу очень не понравился. Хотя виноват в нём в значительной мере он сам. Вместе со своими европейскими союзниками по НАТО. Дело в том, что вся северо-восточная часть Мали контролируется исламистами из группировки "Ансар-ад-Дин". Более того, здесь вообще провозглашено Независимое Государство Азавад.
Исламизм в этой на 98% исламской стране – не новость, вот только гражданская война здесь в исполнении салафитов началась после разгрома той же Франциею соседней Ливии. Вырвавшиеся из-под жёсткой длани полковника Каддафи туареги решили, что им очень не хватает собственного государства. А по Мали их племена тоже кочуют.
Надо признать, Запад по инициативе Парижа действительно двинулся тогда, в 2013 году, на защиту этой бывшей части колониальной Французской Западной Африки. Была даже утверждена многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). Западные же военные взялись за боевую подготовку малийской армии.
На второй путч, который закончился приходом к власти полковника Ассими Гоита, Париж и отреагировал как раз не очень адекватно. Президент Франции Эммануэль Макрон на нашёл ничего лучше, нежели объявить о сворачивании военной помощи Мали и начале вывода французского воинского контингента. До конца нынешнего года должны закрыться части военных баз в городах Кидаль, Тесалит и Томбукту.
Вот только перенос обычаев своей семейной жизни на международную политику Макрону не помог не только в Евразии, России и Америке, но и в Африке. Сурового полковника Гоита попытка французов топнуть ножкой и пригрозить уйти к маме не впечатлила. Он попросту обратил свой взор туда, где мог обрести и новых военных советников, и новых защитников. И естественно взор его остановился на России. Судя по всему, имидж людей которые своих на войне не бросают помогает русским и в целом России в борьбе с Западом.