А всё началось с этой картинки. Извините, картины. Нет, не с рыжей девочкой, а с другой... С этой вот.
Увидел мельком – и душа ёкнула. Всё такое родное: электроплитка, коленки, валенки... Карболитовая электровилка – узнали? Сейчас...
Она, не она? Прошу помощи клуба! Мне кажется, та, что картине, чуть другая, "постарше".
А ручка на оконной раме? А шпингалет? Эх... Но, чтобы всё это захотелось обнять и обплакать, нужен толчок. Нужно превращение – и его обеспечивает окно.
Если вы художник и не знаете, что б такое нарисовать сегодня, мой вам совет: даже не думайте, рисуйте окна. Окно на картине – половина успеха. Почему – об этом мы уж начали говорить вчера. Окно – граница двух миров; оно дарит картине кучу многозначительности. Ведь картина – сама своего рода окно в другой мир, а когда на окне в другой мир открывается ещё одно окно в другой мир, получается что? "Серийное мироздание", бесконечность!
Волшебная нора, в которую и не захочешь – провалишься, засосёт!
Но это, впрочем, мудрено и слегка скучно. А вот если добавить ребёнка... Дети – прекрасное лекарство от заумности.
Почему дети в транспорте стараются сесть у окна? (По крайней мере, так было в догаджетовую эпоху.) Потому что мир, который они видят в окно, они видят зорко, ярко – как в первый раз.
Каждую травинку примечают, каждую рекламинку...
– Папа, СОБАЧКА!!!
Где? Опять? О гос-споди... Это для нас "опять", у нас все явления мира давным-давно по полкам разложены, а для них – всё первое, всё важное и единственное.
И вот когда смотришь на картину, где ребёнок смотрит в окно, сам как будто начинаешь немножко видеть мир его глазами...
Ах, какая свежесть, как сад пахнет дождём! Вы это – видите?
А это – моё любимое место из "Евгения Онегина":
...На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Но даже великий Александр Сергеевич не передаёт всей силы того волшебства, того восторга, который охватывает, когда это происходит с тобой в детстве, когда эта Татьяна – ты!
(Я многократно пытался описать это детское впечатление – когда просыпаешься и уже по необычному свету в комнате догадываешься, что за окном выпал снег, цитировать попытки не буду, а то выйдет, что с Пушкиным, дурак, соревнуюсь. Но с вами же это было? Вы же помните?)
…Вот интересный сюжет: судя по карандашам и альбому, проснулся уже давно, а всё в пижаме, не переоделся... Соблюдает "постельный режим", болеет? Выздоравливай, кроха...
...Сначала думал, что эта картина ничем, кроме ребёнка и окна, не примечательна, а потом задумался: это там танк, что ли едет? Ничего себе...
Суккулент в горшке, книга под подушкой, пятиэтажечка и кровать "старой школы" – хорошо...
Узнаю этот пристально уставленный в никуда взгляд... Мыслительница растёт! Софья Ковалевская, математик! (Ну, или, дай Бог, всё ограничится 57-й школой...)
И немного "литературщины". (Мы в "Лучике" обожаем загадки.) Две иллюстрации к одному произведению, между ними примерно 50 лет...
Как называется произведение, и кто автор?
Ну и на этом всё. Как говорится, "если у тебя есть фонтан..." Спасибо всем, кто сегодня прогулялся со мной!
Вчера мы рассматривали:
Женщина у окна. Вермеер, де Хох, Каспар Давид Фридрих, Сальвадор Дали и другие