Мы все вполне знакомы с понятием авторских прав. Культура признания произведенных нематериальных ценностей уходит корнями в единоразовые гонорары за творческую единицу продукции и в ряде случаев в выплаты процентов с последующей прибыли.
В прежние бесхитростные советские времена все было относительно понятно.
Актер снялся в фильме, получил вознаграждение исходя из своего творческого вклада, и фильм поступал в прокат. Деньги за этот прокат шли в общий государственный бюджет.
Сейчас, с развитием цифровых технологий и созданием концептуально новых продуктов творческой деятельности, ситуация заметно усложнилась.
Например, рукопись, попавшая случайным образом или по злому умыслу в сеть, распространится со скоростью ветра, а автор не получит свое вознаграждение. И, помимо этого, под угрозу может быть поставлено и само это авторство. Поскольку культура виртуального взаимодействия в обществе весьма размыта практически безграничными возможностями анонимности и безнаказанности.
Я вот искренне не понимаю, имею ли право выслать понравившуюся мне книгу в цифровом варианте для прочтения своему другу.
Во времена моего детства и юности, например, мы активно обменивались бумажными экземплярами, перечитывая постоянно библиотеки свои и своих приятелей.
А теперь, приобретя на соответствующем сайте книгу, есть ли морально право у покупателя на передачу ее третьим лицам?
В наше время, когда информация буквально витает в воздухе, достаточно только лишь протянуть руку и нажать на кнопку клавиатуры, чтобы ей овладеть.
И как понять, когда преступается эта коварная черта нарушения авторского права?
И, в силу активной виртуализации наших возможностей, крайне уязвимыми становятся наши незримые и нематериальные, но такие осязаемые в финансовом плане цифровые продукты. И речь даже не о наших виртуальных банковских счетах, бесконечно находящихся под прицелами разнокалиберных воришек. А, например, о проплаченных нами виртуальных же услугах в виде, положим, того же wi-fi.
В настоящее время достаточно распространена практика подключения в соседскому wi-fi во избежание дополнительных финансовых затрат и последующей экономии бюджета.
И это еще хорошо, если ваша сеть wi-fi имеет безлимитный трафик. В этом случае вы не попадаете на оплату дополнительных гигабайт. А если ваш трафик ограничен? Или ограничена пропускная способность роутера, что снижает скорость интернета.
Пару лет назад моя мама жаловалась на перебои с интернетом при работе за компьютером. Расследование показало, что в ее распределительной коробке были присоеденены какие-то провода, ведущие в соседские квартиры на других этажах. У мамы был безлимитный трафик, но нагрузка оказалась избыточной для нескольких клиентов этой сети.
Я полагаю, что вы разделяете мое возмущение, дорогие читатели.
А вот мой младший ребенок, в обсуждении этого вопроса, выразил крайне философское отношение.
Если не можешь защитить свою сеть, значит не следует удивляться, что ей кто-то воспользовался.
И действительно, когда неделю назад у нас на даче кто-то взломал нашу сеть wi-fi, ребенок безо всяческих возмущений что-то поменял в настройках и усложнил пароль.
Когда я спросила ребенка, что плохие замки на входной двери в квартиру также достойны быть взломаны, ребенок ответил, что материальные ценности - это уже другая категория. И это уже воровство, что категорически непозволительно.
Но вот при попытке объяснить различие в оплачиваемом трафике сети wi-fi и материальными ценностями в квартире, ребенок стал путаться в показаниях.
Это я к чему?
У современного поколения за счет иллюзии нематериальности виртуального мира возникло ощущение дозволенности пользования его возможностями.
То есть понятно, что виртуальный мир не материален. Но доступ к нему вполне себе оплачивается добросовестными пользователями.
И, возможно, уже назрела необходимость более осознанно подойти к вопросу ликбеза школьников на предмет морально-этических аспектов использования виртуальной собственности.
Как вы полагаете, дорогие читатели?
Навигация по каналу Семья и психология
#воровство #собственность #закон #виртуальныймир #цифровыетехнологии #авторскоеправо