Национальная политика и господдержка рынка ИИ
В России активно развивается рынок Искусственного интеллекта (далее – ИИ /AI). Уже существуют компании-разработчики решений, появляются инициативы по развитию технологии на государственном уровне. Практически в каждой профессии появляются умные инструменты и услуги, которые могут помочь выполнять работу более эффективно, это цифровые «инструменты» - программные продукты, актуальные версии которых содержат ИИ, алгоритмы выбора и принятия решений. По сути, ИИ - это алгоритм, расширенное подмножество машинного обучения, которое сообщает компьютеру, как научиться «действовать самостоятельно». В свою очередь, устройство продолжает получать знания для улучшения процессов и более эффективного выполнения задач.[1]
В России в октябре 2019 года, была утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»[2]. Стратегия, по сути, является концептуальным документом верхнего уровня, далее, для реализации которого в рамках Национальной Программы «Цифровая экономика 2024»[3] был принят Федеральный проект «Искусственный интеллект»[4], основой которого является «Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии (СЦТ) «Нейротехнологии и искусственный интеллект»[5]. В последующем 2020 году был подготовлен проект плана мероприятий («дорожной карты») «Технет 4.0» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы (НТИ)[6]. В нынешнем 2021г. вышли два постановления Правительства РФ о правилах субсидировании направления ИИ:
- ПП РФ от 21 мая 2021 г. № 767 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий пилотных проектов апробации технологий искусственного интеллекта в приоритетных отраслях»[7] В рамках федпроекта «Искусственный интеллект» на эти цели до 2024 года будет выделено 5,26 млрд рублей[8].
- ПП РФ от 24 мая 2021 г. № 776 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" на проведение мероприятий по формированию школьниками и студентами проектов в сфере искусственного интеллекта, обеспечению получения гражданами дополнительного профессионального образования в области искусственного интеллекта и в смежных областях с использованием механизма персональных цифровых сертификатов, разработке и актуализации цифрового решения для учета и развития участников сообществ в сфере искусственного интеллекта»[9]
- Общий объём финансирования этой меры поддержки на период до 2024 составит 1,23 млрд рублей.8
В рамках разработки дорожной карты развития СЦТ «Искусственный интеллект и нейротехнологии» были выделены семь субтехнологий ИИ:
- компьютерное зрение
- обработка естественного языка;
- распознавание и синтез речи;
- рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия
- решений;
- перспективные методы и технологии в ИИ;
- нейропротезирование;
- нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.
Дорожной картой предусмотрено вложить в развитие и разработку ИИ как бюджетные, так и внебюджетные средства (согласно документу на стр.47 дорожной карты), в млрд. руб. на период 2019-2024гг.:
Ответственными операторами мер поддержки дорожной карты развития ИИ являются:
- Минкомсвязь России
- Фонд «Сколково», Российский фонд развития информационных технологий
- Фонд содействия инновациям
- Минпромторг России
- АО «РВК»
Закупки по 223 Федеральному закону осуществляют крупные государственные корпорации, такие, например, как ПАО Сбербанк или ПАО Газпром. Поэтому их тоже можно рассматривать как государственное финансирование в ИИ.
Аналитики компанией Seldon обработали информацию по закупкам по 223-ФЗ с 2016-2020 гг. 44 закупки на общую сумму 73,8 млн ₽.10
Информация по закупкам по 44-ФЗ с 2016г. от компании Seldon определено 201 закупку на общую сумму 2,47 млрд руб. [1]
Ключевыми компаниями и научными центрами в области развития и внедрения технологий ИИ в России на сегодняшний день являются, согласно данным сайта «Альянс в сфере искусственного интеллекта»[1],: ООО «Яндекс», ООО «Мэйл.Ру», ПАО «МТС», ПАО Сбербанк, ПАО «Газпром нефть», АО «УК РФПИ», Фонд «Сколково», СколТех, VEB Ventures, Росатом, ПАО «Ростелеком», ГК «InfoWatch», ЦИАН, ООО «ВижнЛабс», ООО «Лаборатория «Наносемантика», АНО «Диалог», ГК ЦРТ, Cognitive Pilot, РОЦИТ, АНО «ИРИ», ООО «ИндигоСофт», ООО «Программные системы Атлансис», ООО «КБСТ», ИСП РАН, Университет Иннополис, Университет ИТМО, МГИМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Центр ИИ МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Опубликован список, ранкинг «TAdviser100: Крупнейшие ИТ-компании в России 2021»[2]
Обзор рынка ИИ
С каждым днем все больше и больше компаний делают ставку на искусственный интеллект (ИИ), начиная с небольших стартапов и заканчивая крупными компаниями. По данным международных аналитических агентств (IDC) на 2020г. российский рынок искусственного интеллекта в 2020 году достиг 291 млн долларов США, согласно опросам: семь из десяти российских компаний внедрили технологию искусственного интеллекта в 2020 году.[3] Поскольку эта технология стала более широко использоваться в различных секторах страны, объем рынка, по прогнозам, вырастет до более чем 555 миллионов долларов США в 2024 году.
В 2020 году 8 из 10 компаний со штатом не менее 100 сотрудников в России использовали облачные технологии в своих бизнес-процессах или, вероятно, примут их к 2025 году[4]. Кроме того, примерно три четверти респондентов заявили, что их компании используют аналитику больших данных. (Период опроса с января по сентябрь 2020 г. по 291 компаниям)
На начало марта 2021 года в России насчитывается порядка 480 компаний, работающих в сфере искусственного интеллекта[1]. ИИ-компании разделены по применяемым технологиям и основным видам деятельности, на интерактивной карте по ссылке http://airussia.online/ Самые крупны сегменты, объединяющие 64% из всех 480 компаний на рынке:
[1] Интерактивная карта ИИ России - http://airussia.online/
На диаграмме представлены данные по российским компаниям, ведущим деятельность в сфере ИИ, оценка пропорции выручки для больших корпораций (выручка за год более 500 млн. руб.) стартапов (выручка за год менее 5 млн. руб.) и средние компании.
Основными игроками по размеру выручки являются несколько крупных компаний[1] (более 50%), такие как Yandex (~26%), Тинькофф (~15%), Mail.Ru Group (~10%), Сбербанк Технологии, Croc, Лаборатория Касперского, Avito, Yota и др. (стр.19 Источник (16)).
Ключевые технологические направления рынка ИИ
Структура российского рынка ИИ на 2020г. представлена на рисунке Источник: «Интерактивная карта ИИ России» по ссылке http://airussia.online/Рисунок 2 - Структура российского рынка ИИ на 2020г. Источник: «Интерактивная карта ИИ России» по ссылке http://airussia.online/
В 2020г. по отношению к 2018 г. по секторам рынка ИИ:
FinTech сектор вырос на 13%, в тоже время сектор Data Analysis упал на 11%. Другие сектора остались без значительных изменений. 16
[1] В апреле 2021 года Центр компетенций Национальной технологической инициативы (ЦК НТИ) по направлению «Искусственный Интеллект» на базе МФТИ опубликовал Альманах №8 «Искусственный интеллект — Индекс 2020». Выпуск подготовлен в партнерстве с Аналитическим центром при правительстве РФ и АНО «Цифровая Экономика». «Искусственный интеллект. Индекс 2020 года» https://aireport.ru/ai_index_2020
В 2021г. году рынок речевого ИИ в России вырастет на 81%, до $80 млн, без учета госзаказчиков, а с их учетом на 58%, до $120 млн, указано в исследовании Just AI.17
Российский рынок разговорного искусственного интеллекта (ИИ), который включает голосовых ассистентов, технологии распознавания голоса и другие, по итогам года вырастет до $120 млн, оценили аналитики Just AI[1]. Самый большой сегмент этого рынка — решения для госучреждений, в которых доминирует группа ЦРТ, а в целом спрос на такие технологии растет по мере распространения умных устройств «Яндекса» и других экосистем. Компания изучила коммерческий сегмент этого рынка. Исследование составлено на основе интервью с участниками рынка, анализа тендеров и бухгалтерской отчетности компаний. Аналитики делят его на шесть сегментов: речевые технологии, речевая аналитика, исходящие коммуникации (звонки), конструкторы ботов и сценариев, NLP (Natural Language Processing, обработка естественного языка), а также группа «ассистенты, навыки, прочее», причем два последних сегмента до 2025 года покажут наиболее существенный рост.
[1]Искусственный интеллект разговорился - рынок речевых IT-технологий набирает обороты 12.08.2021 –Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4938100
Исходя из аналитических данных, прогнозный средний годовой темп роста инвестиций в ИИ на технологии NLP (на технологиях распознавания разговорной речи) в период 2021-2025гг. составит CARG- 233% (расчет в приложении в формате Exel)
Поданным российских разработчик цифровых продуктов фактический объем рынка ИИ в России к концу 2021г. превысил 3,5 млрд.$.
несмотря на низкий уровень венчурных инвестиций – «-64%» в 2020 по сравнению с предыдущим годом (тут можно много говорить про инвестиционные риски, в частности в «ковидный период», сложность оценки и прогнозирования стартапов, особенно для pre-seed, seed проектов, дефицит и недостаточная квалификация разработчиков)
Роль Ростелекома на рынке ИИ
ПАО «Ростелеком» — российский провайдер цифровых услуг и сервисов, предоставляет услуги местной и дальней телефонии, широкополосного Интернет-доступа, интерактивного телевидения, сотовой связи, и других сервисов, в аспекте инновационных процессов в сфере искусственного интеллекта, предлагаю рассмотреть следующие перспективные направления развития Ростелеком,
в актуальных сферах
- как ключевой оператор телефонии
- как базовый оператор биометрии
- как базовый оператор систем кибербезопасности баз госструктур и систем СОРМ
в формируемых сферах (согласно документам стратегического развития РФ)
- как базовый оператор связи для ИТС (интеллектуальных транспортных систем) и Умный регион
- как ключевой оператор облачного хранения и удаленного анализа данных
- как базовый оператор системы «цифровой рубль»
Ростелеком - оператор телефонии
Далеко не секрет, что «Новая цифровая реальность» и высококонкурентная среда вынуждают рассматривать каждую идею с точки зрения удобства клиента (экономичность, мобильность, быстродействие, индивидуальный подход).
По причинам «недостаточного удобства» клиенты услуг связи, физические лица, всё чаще отказываются от пользования стационарной телефонной связью. Ещё и потому, что сотовый оператор становится для этой категории клиентов точкой входа в «цифровую экосистему», затрагивающую все области его жизни, и где номер мобильного телефона — заменяет идентификатор личности.
Для бизнес-клиентов услуг связи, номер телефона - это «вход» для горячих звонков, поставленные процессы в колл-центрах, «визитная карточка» бизнеса. Следовательно, в этом сегменте телефонии (В2В) возможно удержать абонента, предложив разнообразные пакеты цифровых услуг с функциями ИИ: боты и цифровые колл-центры для компаний (к примеру абонентов «8-800»).
Для всех сегментов (B2B, B2C, B2G) возможно разработать абонентские пакеты «антифрод услуг», борьба с мошенничеством, построенные на технологии NLP обработке потоков и анализе баз. Также технологии NLP достаточно давно работают в системах СОРМ, позволяя анализировать открытый траффик с целью выявления определенных ключевых слов и оперативного реагирования на возникающие ситуации – киберпреступления, мошенничество, информационные атаки.
Ростелеком - базовый оператор биометрии
Ростелеком - базовый оператор биометрии, национальной Единой биометрической системы (ЕБС) платформы для сервисов, позволяющих удалённо получать услуги — с помощью ИИ, путем идентификации человека по данным биометрии (лицо и голос).
Несмотря на дороговизну, низкий социальный отклик и слабое продвижение биометрических услуг, пилотные внедрения уже ведутся российскими банками (Сбер, ВТБ и Visa) на транспорте (Мосметрополитен), пропускная система в Москва-сити, началось тестирование торговыми сетями, в том числе, внедрение биометрической системы быстрых платежей.
В аспекте развития биометрия по лицу поможет увеличить скорость и повысить «таргетность» обслуживания в физических отделениях операторов услуг и финансовой сферы бизнеса, а в скором будущем голосовая биометрия будет решать задачи подтверждения личности для снижения уровня мошенничества.
Вывод:
Компании финансового сектора сегодня особо заинтересованы в услугах по биометрии, фрод-аналитике, в снижение нагрузки на контакт-центры и роботизации процессов.
По вопросу взаимодействия телекоммуникационных компаний и финансового рынка уместно цитирование основателя и СЕО финтех-компании TalkBank Михаила Попова: «Поставщик услуг связи аккумулирует большие данные и понимает, где абонент живет и работает, как развлекается, какие услуги потребляет, какие страны посещает, на каких сайтах бывает и чем интересуется. Оператор уже все знает о потребительской корзине клиента: пользуется ли он каршерингом или ездит на такси, имеет ли недвижимость, делает ли инвестиции в ценные бумаги или берет микрозаймы. Эти данные — очень ценны. На их основании можно формировать огромное количество точечных предложений и уникальных услуг для абонентов. Например, зная, где клиенты с определенными затратами на связь живут или проводят время, можно понять, что в этом районе стоит открывать отделения и кассы обслуживания. Любой банк, который хочет увеличивать свою клиентскую базу, так или иначе будет конкурировать со Сбербанком. При этом телеком имеет необходимые конкурирующим банкам данные, так как все клиенты Сбербанка пользуются мобильной связью. Отсюда — естественный интерес банков к сотрудничеству с телеком-компаниями.»[1]
B2C сектору будут интересны пакеты «антифрод» и доступные решения «умных устройств» (видеотелефоны, планшеты, телевизоры с камерами) способных адаптироваться к потребностям пользователя и осуществлять индивидуализацию предложений (по биометрии и-или анализу трафика), а аспекте телемедицины - предоставлять предиктивный мониторинг здоровья, социальные сервисы (вызов служб спасения, социальные и коммунальные службы, обращение в госучреждения и пр.).
В перспективе формирования направления цифровой реальности – Интернета вещей, на базе ПАО Ростелеком, возможна разработка национальной архитектуры, в том числе контактных и удаленных систем распознавание информации потоков товаров, в частности маркировок и RFID-меток товаров, логистических потоков - сбор данных и аналитика по базам.
Для новых стратегических «цифровых» направлений развития РФ, ПАО Ростелеком может стать базовым оператором облачного хранения и удаленного анализа данных национальных систем: интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и Умный регион, системы «цифровой рубль». Как госсектору, так и бизнесу будут интересны аналитика, ассистенты и услуги:
- приоритизация движения объекта (пешехода, транспорта) в условиях развертывания ИТС
- приоритизация услуг и объектов в работе городских систем
- предиктивные решения для производства и коммунального хозяйства городов
- базы Логистика и Интернет вещей - базы трейда «производитель-ритейл-потребитель»
Для внутренних бизнес-процессов компании, и с перспективой рыночного выхода, актуальным может быть разработка национального «стандарта» - цифровой платформы документооборота для единой цифровой унификации взаимодействия различных систем документооборота. Переход на электронный документооборот — одно из необходимых условий для цифровизации процессов, как внутри компаний, так и в стране. Компании находятся в разных системах документооборота, разрозненность систем приводит к тому, что до сих пор многим проще работать со всеми контрагентами, используя бумажный документооборот. «Цифровая платформа документооборота» позволит в режиме реального времени адаптировать цифровой документ отправителя под формат получения данных в системе документооборота контрагента (также мониторинг процессов).
[1] «Союз "телеком + финтех" захватит рынок» — как цифровые экосистемы вытесняют традиционные банки – авг.2021г. - Источник: https://vc.ru/talkbank/266843-soyuz-telekom-finteh-zahvatit-rynok-kak-cifrovye-ekosistemy-vytesnyayut-tradicionnye-banki (28.11.2021)
[1] Альянс в сфере искусственного интеллекта - Источник: https://a-ai.ru/#about
[2] Ранкинг TAdviser100:Крупнейшие ИТ-компании в России 2021 - Источник: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ранкинг_TAdviser100:_Крупнейшие_ИТ-компании_в_России_2021
[3] Выручка рынка искусственного интеллекта в России 2020-2024 гг. - Источник: https://www.statista.com/statistics/1253400/ai-market-size-in-russia/
[4] Цифровые технологии, используемые компаниями в России в 2020 году - Источник: https://www.statista.com/statistics/1054923/russia-digital-technologies-used-by-companies/
[1] Информация по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ с 2016 г. по 2021гг. предоставлена компанией Seldon (seldongroup.ru)
[1]Oxford Reference – Источник: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095426960 (27.11.2021)
[2] Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 - «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» - Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/#1000
[3] Национальная программа «Цифровая экономика 2024» Источник: https://digital.ac.gov.ru/
(27.11.2021)
[4] Федеральный проект «Искусственный интеллект» Источник: https://digital.ac.gov.ru/about/5055/
[5] Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» Источник: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019ii.pdf
[6] НТИ ТЕХНЕТ https://technet-nti.ru/
[7] ПП РФ от 21 мая 2021 г. № 767 Источник:http://static.government.ru/media/files/vMFqwzpOngp0Za4aNrc3sAccA5lkqVAD.pdf
[8] http://government.ru/docs/42285/
[9] ПП РФ от 24 мая 2021 г. № 776 Источник: http://static.government.ru/media/files/XIfldEEbE9UgxeA6AsCqkvEpuIaqZ4xC.pdf