Найти тему
Литклуб

Горький, Ницше и архетипы I

Оглавление
Данко. Сердце горит ярко
Данко. Сердце горит ярко

Максим Горький (1868-1936 гг.) выдающийся советский литератор и философ в своих произведениях ухватывал то самое важное и вечное, что присуще каждому человеку - всем нам. Особенно явно он показывает ухваченное в произведении "Человек" ( читать произведение ).

(Произведение небольшое займет минут 20 вдумчивого чтения), где автор делает удачную попытку показать кем является человек как таковой и какова его духовная механика.

Горький показывает, что человек это мыслящая и творящая сущность со всеми нелепостями и ошибками, созидающая новое и отрицающая отжившее, сама творит и решает, что делать и куда идти. Но незыблема тенденция этого движения: - Всё вперёд, - и выше!

"...и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце землю щедрыми лучами, — он движется все — выше! и — вперед! звездою путеводной для земли..."

источник

Помогают ему в этом движении несовершенные порождения его духа.

Горький пишет о них следующее:

"И как планеты окружают солнце, — так Человека тесно окружают созданья его творческого духа: его — всегда голодная — Любовь; вдали, за ним, прихрамывает Дружба; пред ним идет усталая Надежда; вот Ненависть, охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит темными очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья..."

источник

Также автор отдельно выделяет Безумие, которое "питает Мысль своею силой" и таинственную спутницу человека Смерть. Главным и единственно верным своим спутником, своей подругой человек нарекает Мысль.

Психология Юнга по Ницше и ход Горького

Портрет Максима Горького. Бродский Исаак, 1937 год.
Портрет Максима Горького. Бродский Исаак, 1937 год.

Тут стоит остановиться и внимательно посмотреть на эти творения человеческого духа.

Психологическая школа Карла Густава Юнга (1875-1961 гг. ) ввела понятия архетипов - некоторых базовых психологических состояний, которые базируются на инстинктах. Юнг и его последователи указывали на то, что архетипы это часть бессознательного в человеке, которое в свою очередь общается с нами (с нашим сознанием) на языке образов, переводя человека в нужное для подсознания состояние. В разных культурах образы архетипов можно найти в мифотворчестве народов, в сказках и сказаниях, а также в обычных сновидениях.

Советский филолог фольклорист Владимир Пропп (1895-1970 гг. )( его труд "Исторические корни волшебной сказки" ) и американский исследователь мифологии, религиовед Джозеф Кэмпбелл (его работа "Тысячеликий герой" ) указывали на то, что базовые архетипы у всего населения планеты очень близкие, что выражается в похожести поведения героев и злодеев в сказках и преданиях.

Подсознание может вещать в наше сознание поток образов, но и сознание также способно закидывать в подсознание образы, тем самым переводя поведение человека осознанно (если так поступает сам человек) или не осознанно в целевое состояние. (кто-то использует рекламу для того чтобы заставить сделать импульсивную покупку в магазине, напугать в кино для этого же, напичкать негативными новостями и т. д. )

Кстати, не исключено, что свою систему Юнг строил на том, что являлось источником, как для Ницше, так и для многих других, кто порождал пленительные образы, позволяющие объяснять мир и человека в нем.

(О связи Юнга и Ницше можно прочесть здесь)

Фатум или исторический оптимизм?

Данко освещает путь своим сердцем
Данко освещает путь своим сердцем

Горький в некотором смысле конструирует и предлагает сильные и присуще любому человеку образы, то есть формирует сильный язык для общения с подсознанием, чтобы не оно вело тебя куда ему хочется, а чтобы человек управлял собой и шел к намеченной цели, всё дальше, - и выше.

Вообще, художественная литература как раз и занимается созданием образов людей, проживая жизни вместе с которыми мы обогащаемся тем самым языком образов для общения и понимания в первую очередь себя, своих светлых и темных сторон.

Творения духа у Горького порождены и объединены самим человеком. Эти творения, в то же время, пытаются главенствовать над ним, но он непреклонен и свободен, хотя и не лишен слабости

попасть под их власть.

Если рассматривать написанное Горьким как психодуховную модель человека, то она оказывается живой, динамичной и очень близкой к реальности.

Если сравнить Горького и Ницше, то можно увидеть различное отношение к жизни у этих двух авторов: у Ницше в его ярких образах Заратустры сквозит страх пустоты и неопределенности будущего, некий фатум, хоть он и прославляет жизнь, но выше воли к власти не способен поставить ничего.

Воля к власти и вечное возвращение Ницше. Мысли после прочтения «Так говорил Заратустра»
Литклуб7 января 2022

Другое дело Горький, хоть он и жил после Ницше и был увлечен его работами, все равно в своих художественных образах, моделировал живую жизнь. В той жизни присутствует нескончаемая вера в силы человека, который еще только становится, и не перестает становиться Человеком с большой буквы. В Горьком есть этот заражающий светом исторический оптимизм, дающий силы преодолевать и творить, становясь сотворцом Богу.

(продолжение следует)

______________________________

Спасибо, что были вместе с нами!

Подписывайтесь на наш блог в Дзене.

Присоединяйтесь к нашей группе в ВК

#человек #будущеечеловечества #оптимизм #развитие #литклуб #горький #культура #психологиячеловека #литература