Оговорюсь – в архаичной этической модели отлично можно воспитывать детей. Если, например, вы хотите, чтобы ребенок стал таким же, как все, октябренком, потом пионером, потом членом партии, подружился в институте с сыном Стройглавчертпоберипрома и сделал блестящую карьеру, всю жизнь нося за ним портфельчик.
Или если в том, что ребенок сделается глубоко травмированным агрессором, всю жизнь вымещающим свою травму на невинных людях, вы не видите ничего плохого. Варианты вырасти в архаике и стать нормальным человеком есть, это правда, но мало таких, которые не предусматривают потом длительной психотерапии или желания навсегда покинуть гостеприимный архаичный социум хоть тушкой, хоть чучелком.
Чтобы ребенок рос в счастье и безопасности, гармонично развивался и стал впоследствии хорошим и благополучным человеком, его, прежде всего, надо любить. Это обязательное условие. Без этого ничего не получится. Причем любить ребенка надо по-настоящему – не для вида, не для себя, не для соседа, а ради него самого.
Если вы будете думать и считать, что любите ребенка, но на самом деле – нет, дело будет проигрышным с самого начала. Получится примерно то же, если бы вы ребенка отдали на воспитание другим людям или вообще выгнали на мороз – а возможно, получится даже хуже. В этих двух случаях ребенок хотя бы увидит, как выглядит честность, а если вы, не любя его, продолжите его воспитывать, он увидит, как выглядит обман.
Чтобы любить ребенка по-настоящему, надо в принципе уметь любить и любить себя. Для этого желательно себя довольно хорошо знать и не иметь глубоко скрытых травм, которые в неблагоприятных обстоятельствах могут сдетонировать прямо при ребенке. Себя нужно понимать, уметь анализировать свои чувства и эмоции, разбираться со всяким негативом и мусором, уметь генерировать хорошее и доброе.
Если по каким-то причинам у вас в целом есть большие проблемы с любовью, наблюдается некоторая бесчувственность, слабо развитая эмпатия, или, наоборот, стремление к слишком экзальтированным, болезненным, зависимым отношениям, играм в треугольники и прочим деструктивным практикам, со всем этим желательно бы разобраться до рождения ребенка. Иначе, как мы понимаем, он буквально с самого рождения будет пребывать в этом деструктиве, и ему и в голову не придет, что можно жить по-другому.
Человек в архаике, как я уже не раз писала, всем этим не занимается. Он обо всех этих вещах и не задумывается. Он живет стереотипами, большинство из которых направлены вовне – муж добытчик, дом-полная-чаша, дочь/сын умница, красавец, отличник, и по-другому быть просто не может. Если все начинает быть по-другому (а оно, как мы догадываемся, неизбежно начинает), разбираться с причинами и следствиями, а тем более искать проблемы в себе человек архаики не будет. С ним все в порядке, он делает все, как надо. А если ребенок хулиган и двоечник, то это он сам неблагодарный балбес, и неделю без планшета и скейтборда.
Ни один ребенок в мире не просит, чтобы его рожали. Поэтому за все то, каким ребенок растет и становится, несут ответственность его родители и ближайшее окружение. Чем ближе взрослый человек к ребенку, чем сильнее его влияние на него – тем и ответственность больше. А ответственность, как мы уже знаем, может осознавать, принимать и нести только человек современной этики. В архаике индивидуальная ответственность отсутствует – и ребенок просто остается с этим миром один на один.