Найти в Дзене

Автоматизированная система вождения АСВ / АСУ / АСУД

Оглавление

Аналитическая справка по запросу: Определения и нормативно-правовые документы касательно следующих понятий:

- управление автомобилем;

- вождение автомобиля;

- автоматизированная система вождения АСВ;

- автоматизированная система управления движением АСУ/АСУД

Законом в РФ не определены понятия - «вождение транспортного средства» и «управление транспортным средством»

Юридически приняты следующие трактовки:

Управление транспортным средством это воздействие на органы управления транспортного средства.

«Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства» (согласно КоАП РФ)

Вождение транспортного средства это управление транспортным средством связанное с его движением.

Качество вождения оценивается национальным стандартом РФ, ГОСТ Р 58782-2019 «Параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средств», стандарт устанавливает параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования транспортных средств категорий M и N и требования к составу и характеристикам бортового оборудования, устанавливаемого на них в этих целях.

Автоматизированная система вождения АСВ, термин введен Распоряжением Правительства РФ от 25 марта 2020 года N 724-р [Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования] - "автоматизированная система вождения" - комбинация аппаратного и программного обеспечений, которые осуществляют динамическое управление транспортным средством на устойчивой основе (automated driving system, ADS); (соответствует таб. в Приложении по уровням автоматизации)

Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 N 1415 (ред. от 07.02.2022)

"О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств"

(вместе с "Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств")

"автоматизированный режим управления" - режим, при котором управление транспортным средством осуществляется автоматизированной системой вождения;

"автоматизированная система вождения" - программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя, с возможностью автоматического отключения при воздействии водителя на органы управления для перехода в режим ручного управления...

Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 726 (ред. от 17.11.2021)

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, связанных с организацией и проведением оценки в форме испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на соответствие обязательным требованиям, установленным техническими регламентами Таможенного союза и Правилами Организации Объединенных Наций"

"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой вождения;

Автоматическая система управления движением; АСУД – система аппаратных и программных средств, которые в совокупности способны выполнять все задачи управления движением ТС в длительном режиме, вне зависимости от того, ограничена ли система конкретными условиями эксплуатации, применимо для ТС уровней автоматизации 3-5;

термин введен ГОСТ Р 58837-2020 (с участием НАМИ) «Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизированного управления. Общие принципы проектирования» - стандарт устанавливает общие принципы проектирования бортовых систем автоматизированного управления, включающих системы автоматизации управления движением (далее - САУД) и автоматические системы управления движением (далее - АСУД), а также систем активной безопасности (далее - САБ) или их подсистем, устанавливаемых на транспортные средства (далее - ТС) категорий М и N согласно [Резолюция ЕЭК ООН- Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3) (пересмотр 6)], обладающие уровнями автоматизации 1-5 задачи управления движением (далее - ЗУД).

автоматическая система управления движением; АСУД: Аппаратные и программные средства, которые в совокупности способны выполнять всю ЗУД в длительном режиме вне зависимости от того, ограничена ли она конкретными условиями эксплуатации.

Примечания

1 Данный термин используется при описании систем автоматизации управления движением уровней автоматизации 3-5.

2 В отличие от АСУД, общий термин "система автоматизации управления движением; САУД подразумевает систему или функцию любого уровня автоматизации от 1 до 5, которая выполняет ЗУД или ее часть в длительном режиме.

3 Уровни автоматизации 1-5 - согласно ГОСТ Р 58823.