Найти тему
magictriangulumm

Итальянский неореализм: что это такое и что посмотреть.

Оглавление

В этой статье мы поговорим о наиболее важном этапе развития кинематографа — итальянском неореализме: откуда он взялся, в чем его особенность и какие фильмы стоит посмотреть.

Что такое итальянский неореализм?

Итак, чем же примечательны картины итальянского неореализма? В первую очередь следует отметить, что это реформаторское кино 1945-1955 годов, которое фундаментально изменило подход к данному виду искусства во многих аспектах, но обо всем по порядку.

Во-первых, режиссеры отказываются от классического воспевания главного героя. Протагонист итальянского неореализма это, так сказать, маленький человек, т.е. самый обычный, ничем не примечательный рядовой житель. Он не обязательно должен быть каким-то плохим героем, нет, главное, что он должен быть настоящим, собственно как в реальной жизни.

Во-вторых, продолжая идею воссоздания реальности, режиссеры отказываются от использования известных актеров в своих картинах. Роли в кино (как главные, так и второстепенные) исполнялись обычными рабочими. Ниже мы приведем примеры из конкретных фильмов, в которых это использовалось. Еще стоит отметить, что режиссеры снимали свои картины прямо на улицах, без декораций и без прикрас, максимальным образом воссоздавая реальность.

Также, к отказу от использования профессиональных актеров прибавляется отказ от использования железного сценария. Для режиссеров итальянского неореализма сценарий был лишь скелетом, который они облепливали мясом, состоящим из импровизации и переписывания некоторых сцен прямо по ходу фильма. А также был произведен отказ от классической музыкальной составляющей фильма и скрупулезной монтажной обработки.

Таким образом, итальянский неореализм — это кино воссоздания реальности, ее захвата с натуры, всё больший уход от театрального искусства и перетекание в свое самостоятельное русло.

Исторические предпосылки.

Я люблю говорить о том, что кино (как и любое другое искусство) неотделимо от истории и политики своего государства. Собственно, возникновение итальянского неореализма, как направления в кинематографе, берет свое начало в истории послевоенной Италии.

Если кратко, то во время Второй мировой войны (в 1943 г.) произошло свержение фашистского режима Муссолини и в обществе Италии произошли резкие перемены настроения. Итальянцы убедились в ничтожности фашизма и нацизма, поменяли приоритеты, страна изменила вектор ведения войны, хотя понятное дело, что оставались люди, преданные старому режиму. Таким образом Италия раскололась, а потом вообще, Германия освободила Муссолини и стала контролировать Италию, вплоть до окончательной капитуляции и выхода из войны.

Таким образом, послевоенная Италия обратилась к неореализму в кинематографе не просто так, это было социальное настроение, заключавшееся в избавлении от пафосного прошлого, приведшего Италию к фашизму и войне, а следовательно к экономическим кризисам и разрухе.

Какое кино снимали до неореализма в Италии?

Как уже отмечалось выше, до времен итальянского неореализма, а это 1945-1955 годы, в стране были совершенно иные общественные настроения, а из этого следует, что и в кино тоже. Что же снимали в эпоху правления Бенито Муссолини? Во-первых, следует упомянуть фразу диктатора: «кино — самое сильное оружие государства», из нее становится понятно какое кино снималось в Италии — патриотическое восхваление идеологии.

Главные герои лент тех времен это отважные герои, которые несут идеологическое знамя. Также, было снято много исторических картин, тем самым поднимая патриотические настроения граждан. Неореализм, конечно же, прямая противоположность этому периоду.

Рим, открытый город (1945) / Роберто Росселлини

Начать хочется с антивоенной картины Росселини, так как чуть выше мы уже описали исторический период, настроение которого передает фильм. «Рим, открытый город» иллюстрирует Италию в последние месяцы оккупации. Главные герои картины — подпольные партизаны, мальчишки и священник как некое связующее звено между добром и злом. Наши «маленькие герои» не в силах противостоять огромной государственной машине насилия, которая превращает их жизнь в настоящий ад. В картине изображены отвратительно точные, не дающие никакой надежды на светлое будущее сцены убийств и пыток.

Кстати, еще одной важной особенностью неореализма, которую мы не упомянули выше — это отсутствие хэппи-энда. Итальянский неореализм показывает проблему у которой нет решения, передавая эмоции общества того времени, ведь угнетенным итальянцам мало верилось в светлое будущее.

Одержимость (1943) / Лукино Висконти

Картина Висконти о не классической истории любви считается первой кинолентой, выдержанной в эстетике итальянского неореализма. Этот фильм снимался в тайне от Муссолини; для освящения «осквернённого» фильмом кинотеатра приглашали епископа; по требованию фашистских цензоров «оболгавший итальянскую глубинку» фильм был несколько раз перемонтирован. В общем «Одержимость» была принята в штыки.

Сюжет рассказывает о нетипичных героях, скорее даже отрицательных, причем таковыми являются все. В центре любовный треугольник между: бродягой-вором; женщиной, вышедшей замуж по расчету и ненавидевшей своего мужа; и мужем, отвратительно изображенным буржуем. В принципе, все главные герои совершают мерзкие поступки: убийства, нажива, оскорбительное поведение.

Именно с этого фильма ведется отсчет итальянского неореализма (годы любого направления в искусстве очень пространны и всегда имеет место быть небольшая погрешность). А почему? Потому что главные герои — «маленькие люди», причем варящиеся в грязной суете своей жизни. В этой картине нет никаких намеков на восхваление Италии или рассказы о доблестных героях.

Земля дрожит (1948) / Лукино Висконти

Еще одна картина Висконти, выполненная в духе итальянского неореализма. «Земля дрожит» рассказывает нам историю об опять же маленьких личностях — рыбаках, которые честно трудятся, чтобы прокормить себя и свои семьи, но безжалостные закупщики рыбы душат их экономически, не давая никакой возможности им достойно жить. Фильм показывает весь ужас бедности, а также судьбу борющихся за свое существование честных людей. Но, так как это итальянский неореализм, который изображает все без прикрас, надеяться на хэппи-энд героям не стоит…

«Земля дрожит» снят Висконти на острове Сицилии и все актеры, сыгравшие в фильме — это настоящие рыбаки и их семьи со своей атмосферой и местным диалектом.

Похитители велосипедов (1948) / Витторио Де Сика

«Похитители велосипедов» считается квинтэссенцией итальянского неореализма и лично моим любимым фильмом этого направления. Так же как в картине «Земля дрожит», Витторио Де Сика задействовал непрофессиональных актеров для исполнителей ролей. Так, главную роль безработного Антонио Риччи исполнял токарь Ламберто Маджорани при условии, что после фильма он вернется на завод. Но там произошло сокращение, и Маджорани пришлось продолжить актерскую карьеру. Его супругу сыграла журналистка, которая однажды пришла брать у Де Сики интервью. А их сына сыграл 8-летний курьер лавки овощей Энцо Стайола.

Фильм рассказывает о бедности послевоенного Рима. Сюжет завязывается вокруг одного велосипеда, который похищают у главного героя, а он жизненно необходим ему для работы. Казалось бы, сюжетно это самый простой фильм из почти всего итальянского неореализма, но он очень глубоко берет за душу своей искренностью, своим отчаянием. Непрофессиональные актеры, которые исполнили роли — великолепны, особенно 8-летний Энцо Стайола. Это кино полное надежд в начале и разбитое, оставшееся ни с чем в конце. Идеально совмещает в себе всю структуру итальянского неореализма.