Для тренировки памяти можно использовать как конкретные мнемотехники, так и общие советы по улучшению функции запоминания:
Что можно делать регулярно для сохранения важной информации в памяти:
· Пишите вручную, а не печатайте: записываемая информация запоминается намного лучше, чем напечатанная (те, кто пишет вручную, уделяют больше внимания анализу данных и их переформулировке, что помогает их запомнить);
· Учите информацию частями (распределите большой объем на несколько недель, а не оставляйте все на один день);
· Заучивайте вслух, чтобы лучше запомнить необходимую информацию (это помогает благодаря совмещению визуального чтения, проговаривания и прослушивания);
· Не откладывайте то, что может быть сделано сразу (как только вспомните об этом деле);
· Используйте парадоксальные зрительные подсказки (например, чтобы не забыть о работающей стиральной машине, возьмите с собой в другую комнату стиральный порошок как напоминание о процессе);
· Используйте речевые команды себе (вслух проговаривая, что сейчас будете делать и что нужно сделать потом);
· Дома важно организовать порядок: класть вещи в одно и то же место, при необходимости использовать визуальные подсказки (например, записать в тетрудку или на стикер, куда вы обычно кладете те или иные предметы).
Для лучшего запоминания часто используются так называемые мнемотехники.
Мнемотехники – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
Приведем несколько примеров мнемотехник, которые можно использовать для запоминания повседневной информации:
1. Рифмовка. Если вы сможете трансформировать или вплести запоминаемую информацию в короткий ритмичный стишок, то запомните ее намного лучше. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни. Пример, который многие помнят из рекламы именно благодаря такому приему: «8-***-***-35-35, проще позвонить, чем у кого-то занимать» (реклама микрозаймов).
2. Использование аббревиатур/ сокращений. Отдельные слова (например, список продуктов или имена) можно сгруппировать вместе и сделать из них запоминающуюся аббревиатуру. Так, человека с именем Петр Сергеевич Уткин можно запомнить по имени, образовав из его инициалов запоминающийся «УПС». Кроме того, если у вас есть список дел, которые вы не хотите забыть, вы можете написать короткий сокращенный список по одному слову: «сходить за лекарствами в аптеку» записываем просто как «аптека», «отвезти родителям шкаф» - «шкаф» или «родители» и т.д.
3. Техника «Рассказ». Любую информацию можно запоминать, сочинив с ней какой-нибудь рассказ – чем фантастичнее он будет, тем лучше. Например, если нужно запомнить список покупок, то можно придумать историю о том, как различные продукты ожили и попали в приключение, и как они взаимодействовали.
4. Метод Цицерона (метод мест). Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — какую-либо последовательность. Чтобы воспользоваться этим методом, нужно мысленно расставить те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке (по часовой стрелке или против).
5. Метод Айвазовского. Этот метод работает следующим образом: необходимо посмотреть на предмет, пейзаж или человека (в зависимости от того, что вы хотите запомнить) в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.