Найти тему

​​👤Американский психолог Эдвард Ли Торндайк (Edward Lee Thorndike; 1874—1949) за свою научную карьеру провел множество экспериментов изучая

​​👤Американский психолог Эдвард Ли Торндайк (Edward Lee Thorndike; 1874—1949) за свою научную карьеру провел множество экспериментов изучая поведение животных и людей.

В 1898 году результаты своих экспериментов ученый подробно изложил в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898). Торндайк сделал вывод, что животными движет принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого они приобретают разные формы поведения на всех уровнях своего развития.

Далее, на основе исследований Торндайк вывел несколько законов научения:

🔸 Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на неё относительно частоты их повторения).

🔸 Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями).

🔸 Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определённый раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию).

🔸 Закон эффекта. Последний, четвёртый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определённой ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определённой ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма. Из чего можно сделать вывод, что «пряник» работает лучше, чем «кнут».