Веб-аналитика
— это инструмент, с помощью которого можно собирать и анализировать данные о посетителях вашего сайта: откуда они приходят, сколько времени проводят на сайте, какие товары покупают или какие статьи читают.
Как работает веб-аналитика
Если совсем просто: вы устанавливаете на сайт специальный код, ещё его называют «счётчик». Каждый раз, когда к вам заходит посетитель, счётчик начинает собирать о нём данные: откуда он пришёл, какие страницы посмотрел и сколько времени провёл на сайте.
Cчётчик умеет определять браузер, устройство, приблизительный пол, возраст и интересы. Эти данные записываются и отправляются в специальную систему, где вы можете их смотреть, анализировать и принимать бизнес-решения.
Процесс сбора данных с посетителей напоминает паспортный контроль в самолёте — только код веб-аналитики работает незаметно и собирает обезличенные данные. Обезличенные — значит, что вы не можете узнать фамилии и имена людей, но когда этих данных много, они составляют точный портрет вашей аудитории.
Когда вы собираете и анализируете много данных, вы можете принимать эффективные решения: отключать убыточную рекламу или дорабатывать интерфейс.
Какие системы веб-аналитики бывают и чем они отличаются
W3Tech взял все сайты, где был найден хоть один счётчик аналитики и составили рейтинг популярности сервисов.
На первом месте — Google Analytics, установлен на 84,2% сайтов. Второе место — Facebook Pixel, но обычно он не используется для web-аналитики. Третье место у Яндекс.Метрики — 11,3%.
Итак, Facebook Pixel — это не инструмент для веб-аналитики, значит у нас остаётся два самых популярных сервиса, которые делят между собой рынок: Google.Analytics и Яндекс.Метрика.
Google Analytics
В апреле 2005 года Google купила компанию Urchin Software и её продукт — аналитическую систему Urchin on Demand. На её основе в ноябре 2005 года компания запустила Google Analyitcs, но из-за высокого спроса сразу закрыла регистрацию. Пользователей в систему запускали постепенно, с помощью лотереи и инвайтов. Свободная регистрация открылась только в августе 2006 года.
Яндекс.Метрика
Бесплатный сервис от Яндекса, работает с 2008 года, конкурент GA.
Главное отличие — глубокая интеграция с Яндекс.Директом и сервис Вебвизор, который записывает действия посетителей на видео: вы можете посмотреть запись экрана, увидеть, как пользователь скроллит страницу, куда кликает, на каких блоках сайта задерживает внимание, а какие пропускает.
Какие данные записывает web-аналитика и как их анализировать
Кратко расскажем про основные отчёты и покажем, где они находятся в интерфейсе.
Посещаемость
Показывает сколько человек зашло на сайт. В отчёте по посещаемости есть два показателя: уникальные посетители и визиты. Визитов обычно больше чем уникальных посетителей, потому что один человек может зайти на сайт несколько раз.
Посещаемость в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Посещаемость
Посещаемость в Google Analytics: Аудитория → Обзор
Выбирайте условия отображения графиков
Вы можете выбрать время, за которое отображать данные и сравнивать периоды — так можно сравнивать, например, посещаемость текущего и прошлого месяца.
Время на сайте
Показывает сколько в среднем пользователи проводят на вашем сайте. Если сайт нравится пользователям, они проводят на нём больше времени, потребляют больше контента и больше покупают.
Например, в 2019 году средний пользователь Instagram проводил в приложении 53 минуты в день.
В интернет-магазинах хороший показатель 9-10 минут, на информационных сайтах нормальное время — 3 минуты. Это наши субъективные оценки.
Время на сайте в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Время на сайте
Время на сайте в Google Analytics: Аудитория → Обзор → Средняя длительность сеанса (среднее время на сайте)
Аудитория → Поведение → Вовлечение (длительность сеанса)
Глубина просмотра
Это количество страниц, которое пользователь посмотрел за одно посещение.
На промо-сайтах и лендингах этот показатель не может быть высоким, но для интернет-магазинов и корпоративных сайтов — это важная метрика, которую нужно увеличивать: улучшать интерфейс, навигацию и контент.
Глубина просмотра в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Глубина просмотра
#nbsp;Глубина просмотра в Google Analytics: Аудитория → Поведение → Вовлечение → Вкладка «Глубина просмотра»
Показатель отказов
В Яндекс.Метрике пользователь, который провёл на сайте меньше 15 секунд, записывается в «отказ». Логика такая: пользователь быстро закрыл сайт, значит не увидел в нём пользы.
В Google Analytics другая логика. В отказы записываются все посетители, которые посмотрели меньше одной страницы. Поэтому у одностраничников в GA всегда будет высокий показатель отказов.
Высокий процент отказов — плохой знак. Этот показатель косвенно влияет на SEO-позиции и на цену клика в рекламе.
Показатель отказов в Яндекс Метрике: Сводка → Кликнуть на виджет «Отказы»
Показатель отказов в Google Analytics: Аудитория → Обзор → Кликнуть на график виджета «Показатель отказов»
Социально-демографические данные
В этих отчётах не используются персональные данные. Их выдаёт большая нейросеть, которая анализирует поведение пользователя в интернете.
География
Показывает из каких стран и городов пользователи заходят на ваш сайт.
Посмотреть географию в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → География
#nbsp;Посмотреть географию в Google Analytics: Аудитория → География → Местоположение
#nbsp;Пол
Отчёт показывает какого пола ваши посетители. Можно узнать, кто больше проводит времени на сайте: мужчины или женщины, у кого больше глубина просмотра и кто чаще покупает.
Посмотреть пол в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Пол
#nbsp;Посмотреть пол в Google Analytics: Аудитория → Демографические данные → Пол
Возраст
Показывает сколько лет вашим посетителям. Яндекс определяет возраст на основе данных, полученных с помощью технологии «Крипта».
Посмотреть возраст в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Возраст
Посмотреть возраст в Google Analytics: Аудитория → Демографические данные → Возраст
Интересы
Показывает чем увлекаются ваши пользователи (например, бизнес, путешествия, сериалы). Системы веб-аналитики следят за тем, что читают ваши посетители, и знают, какие у них интересы.
Посмотреть интересы в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Долгосрочные интересы
Посмотреть интересы в Google Analytics: Аудитория → Интересы → Обзор
Устройства
Статистика по моделям устройств, которые используют посетители: ПК, смартфоны, планшеты или SmartTV.
Если в этом отчёте вы видите, что со смартфонов высокий показатель отказов — нужно проверить адаптивную версию сайта.
Посмотреть устройства в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Технологии → Устройства
Посмотреть устройства в Google Analytics: Аудитория → Мобильные устройства → Обзор
Операционные системы
Показывает с каких ОС заходят на ваш сайт. Включает десктопные и мобильные ОС.
Посмотреть ОС в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Технологии → Операционные системы
#nbsp;Посмотреть ОС в Google Analytics: Аудитория → Технологии → Браузер и ОС
Источники трафика
Важный набор отчётов. Показывает откуда люди приходят на сайт и как себя ведут.
В Яндекс.Метрике можно узнать с каких сайтов, поисковых систем, социальных сетей и мессенджеров к вам идёт трафик. Отдельно есть интеграция с Яндекс.Директом — можно посмотреть сколько пришло людей с отдельных кампаний и объявлений.
Посмотреть источники трафика в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Источники.
В Google Analytics тоже есть раздел «Источники трафика». В нём могут быть такие источники:
- Organic Search — органический поиск, SEO.
- Direct — прямые заходы.
- Referral — рекомендательные системы, формуы, отзывики.
- Social — социальные сети.
- Email — рассылки.
Посмотреть источники трафика в Google Analytics: Источники трафика → Обзор
«В режиме реального времени» от Google Analytics
У GA есть отличный раздел — «В режиме реального времени», где вы можете с задержкой в 15 секунд наблюдать, как ведут себя посетители на сайте: откуда они пришли и по каким страницам переходят. Выглядит как магия.
Вебвизор, карта скроллинга, аналитика форм и другие «фишки» Яндекс.Метрики
В декабре 2010 года Яндекс купил сервис Вебвизор — с его помощью владелец ресурса может увидеть все действия пользователя на сайте, как если бы он смотрел в его монитор. Сервис записывает экран пользователя на видео.
В Метрике есть ещё два отличных инструмента: карта кликов и карта скроллинга.
По карте кликов можно понять, куда пользователи чаще всего кликают на странице — эти данные помогают улучшать интерфейс: например, дорабатывать навигацию.
Здесь карта кликов показывает как посетители жмут на кнопку «закрыть» у всплывающего окна справа внизу:
Карта скроллинга показывает как люди читают сайт: на каких блоках заостряют внимание, а какие просто прокручивают.
С помощью карты скроллинга можно понять в каком порядке расставить блоки на лендинге. Те, на которых люди задерживаются, — цепляют аудиторию. Их нужно поднять наверх.
Когда накопится достаточно данных, вы увидите, что некоторые разделы вообще не читают и проматывают. Их можно убрать или перекрасить, чтобы акцентировать внимание. Всё это — работа над повышением конверсии.
Пример карты скроллинга. Первый экран всегда красный — его видят все. Если посмотреть на шкалу справа внизу, будет видно красный сменяется зелёным — всё меньше людей дочитывает до конца.
Цели в web-аналитике
Кроме подсчёта посетителей и анализа их поведения бизнесу нужно отслеживать конкретные действия: оформление заказа, заявка, подписка на рассылку и другие. Для этого в веб-аналитике есть цели.
Мы заранее определяем, какие действия для нас важные, прописываем это в системе, и когда пользователь это действие совершит — аналитика это увидит и зафиксирует.
В Яндекс Метрике вы можете создать максимум 200 целей, в Google Analytics — 20. Ниже мы расскажем, как их настроить, а пока посмотрим на отчёты.
Как цели помогают анализировать трафик
С помощью аналитики вы можете смотреть, какие пользователи чаще всего совершают конверсии.
Например, если из соцсетей у вас покупают чаще, чем из контекстной рекламы, разумно будет увеличить бюджет на SMM. Но будьте внимательны! Такие выводы — очень опасны. Обычно перед покупкой люди узнают о компании из разных мест.
Часто бывает так: человек увидел баннер в контексте, кликнули, почитал и закрыл. Через день снова увидел рекламный пост, уже в Instagram, перешёл по ссылке и купил. Итог: вся слава и бонусы за заказ уходят в SMM-отдел, а контекстники грустят, хотя тоже участвовали в продаже. Чтобы так тонко анализировать рекламу и учитывать все источники, нужна мультиканальная аналитика.
Посмотреть конверсию из разных источников трафика в Яндекс Метрике: Перейдите в Отчёты → Стандартные отчёты → Источники — Источники, сводка.
Спуститесь к таблице, нажмите «Выбрать цель» и выберите нужную
Таблица перезагрузится, и вы увидите процент конверсии по источникам, количество конверсий, глубину просмотра и время на сайте.
Посмотреть конверсию из разных источников трафика в Google Analytics: Перейдите в Источники трафика → Обзор. В таблице уже будут отражены конверсии по всем целям. Из выпадающего списка «Конверсия» выберите нужную цель и отчёт перестроится.