Найти в Дзене
Diving Marketing

Что такое веб-аналитика и как ей пользоваться?

Оглавление

Веб-аналитика

— это инструмент, с помощью которого можно собирать и анализировать данные о посетителях вашего сайта: откуда они приходят, сколько времени проводят на сайте, какие товары покупают или какие статьи читают.

Как работает веб-аналитика

Если совсем просто: вы устанавливаете на сайт специальный код, ещё его называют «счётчик». Каждый раз, когда к вам заходит посетитель, счётчик начинает собирать о нём данные: откуда он пришёл, какие страницы посмотрел и сколько времени провёл на сайте.

Cчётчик умеет определять браузер, устройство, приблизительный пол, возраст и интересы. Эти данные записываются и отправляются в специальную систему, где вы можете их смотреть, анализировать и принимать бизнес-решения.

Процесс сбора данных с посетителей напоминает паспортный контроль в самолёте — только код веб-аналитики работает незаметно и собирает обезличенные данные. Обезличенные — значит, что вы не можете узнать фамилии и имена людей, но когда этих данных много, они составляют точный портрет вашей аудитории.

Когда вы собираете и анализируете много данных, вы можете принимать эффективные решения: отключать убыточную рекламу или дорабатывать интерфейс.

Какие системы веб-аналитики бывают и чем они отличаются

W3Tech взял все сайты, где был найден хоть один счётчик аналитики и составили рейтинг популярности сервисов.

На первом месте — Google Analytics, установлен на 84,2% сайтов. Второе место — Facebook Pixel, но обычно он не используется для web-аналитики. Третье место у Яндекс.Метрики — 11,3%.

Итак, Facebook Pixel — это не инструмент для веб-аналитики, значит у нас остаётся два самых популярных сервиса, которые делят между собой рынок: Google.Analytics и Яндекс.Метрика.

Google Analytics

В апреле 2005 года Google купила компанию Urchin Software и её продукт — аналитическую систему Urchin on Demand. На её основе в ноябре 2005 года компания запустила Google Analyitcs, но из-за высокого спроса сразу закрыла регистрацию. Пользователей в систему запускали постепенно, с помощью лотереи и инвайтов. Свободная регистрация открылась только в августе 2006 года.

Яндекс.Метрика

Бесплатный сервис от Яндекса, работает с 2008 года, конкурент GA.

Главное отличие — глубокая интеграция с Яндекс.Директом и сервис Вебвизор, который записывает действия посетителей на видео: вы можете посмотреть запись экрана, увидеть, как пользователь скроллит страницу, куда кликает, на каких блоках сайта задерживает внимание, а какие пропускает.

Какие данные записывает web-аналитика и как их анализировать

Кратко расскажем про основные отчёты и покажем, где они находятся в интерфейсе.

Посещаемость

Показывает сколько человек зашло на сайт. В отчёте по посещаемости есть два показателя: уникальные посетители и визиты. Визитов обычно больше чем уникальных посетителей, потому что один человек может зайти на сайт несколько раз.

Посещаемость в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Посещаемость

Посещаемость в Google Analytics: Аудитория → Обзор

Выбирайте условия отображения графиков

Вы можете выбрать время, за которое отображать данные и сравнивать периоды — так можно сравнивать, например, посещаемость текущего и прошлого месяца.

Время на сайте

Показывает сколько в среднем пользователи проводят на вашем сайте. Если сайт нравится пользователям, они проводят на нём больше времени, потребляют больше контента и больше покупают.

Например, в 2019 году средний пользователь Instagram проводил в приложении 53 минуты в день.

В интернет-магазинах хороший показатель 9-10 минут, на информационных сайтах нормальное время — 3 минуты. Это наши субъективные оценки.

Время на сайте в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Время на сайте

Время на сайте в Google Analytics: Аудитория → Обзор → Средняя длительность сеанса (среднее время на сайте)

Аудитория → Поведение → Вовлечение (длительность сеанса)

Глубина просмотра

Это количество страниц, которое пользователь посмотрел за одно посещение.

На промо-сайтах и лендингах этот показатель не может быть высоким, но для интернет-магазинов и корпоративных сайтов — это важная метрика, которую нужно увеличивать: улучшать интерфейс, навигацию и контент.

Глубина просмотра в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Глубина просмотра

#nbsp;Глубина просмотра в Google Analytics: Аудитория → Поведение → Вовлечение → Вкладка «Глубина просмотра»

Показатель отказов

В Яндекс.Метрике пользователь, который провёл на сайте меньше 15 секунд, записывается в «отказ». Логика такая: пользователь быстро закрыл сайт, значит не увидел в нём пользы.

В Google Analytics другая логика. В отказы записываются все посетители, которые посмотрели меньше одной страницы. Поэтому у одностраничников в GA всегда будет высокий показатель отказов.

Высокий процент отказов — плохой знак. Этот показатель косвенно влияет на SEO-позиции и на цену клика в рекламе.

Показатель отказов в Яндекс Метрике: Сводка → Кликнуть на виджет «Отказы»

Показатель отказов в Google Analytics: Аудитория → Обзор → Кликнуть на график виджета «Показатель отказов»

Социально-демографические данные

В этих отчётах не используются персональные данные. Их выдаёт большая нейросеть, которая анализирует поведение пользователя в интернете.

География

Показывает из каких стран и городов пользователи заходят на ваш сайт.

Посмотреть географию в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → География

#nbsp;Посмотреть географию в Google Analytics: Аудитория → География → Местоположение

#nbsp;Пол

Отчёт показывает какого пола ваши посетители. Можно узнать, кто больше проводит времени на сайте: мужчины или женщины, у кого больше глубина просмотра и кто чаще покупает.

Посмотреть пол в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Пол

#nbsp;Посмотреть пол в Google Analytics: Аудитория → Демографические данные → Пол

Возраст

Показывает сколько лет вашим посетителям. Яндекс определяет возраст на основе данных, полученных с помощью технологии «Крипта».

Посмотреть возраст в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Возраст

Посмотреть возраст в Google Analytics: Аудитория → Демографические данные → Возраст

Интересы

Показывает чем увлекаются ваши пользователи (например, бизнес, путешествия, сериалы). Системы веб-аналитики следят за тем, что читают ваши посетители, и знают, какие у них интересы.

Посмотреть интересы в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Аудитория → Долгосрочные интересы

Посмотреть интересы в Google Analytics: Аудитория → Интересы → Обзор

Устройства

Статистика по моделям устройств, которые используют посетители: ПК, смартфоны, планшеты или SmartTV.

Если в этом отчёте вы видите, что со смартфонов высокий показатель отказов — нужно проверить адаптивную версию сайта.

Посмотреть устройства в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Технологии → Устройства

Посмотреть устройства в Google Analytics: Аудитория → Мобильные устройства → Обзор

Операционные системы

Показывает с каких ОС заходят на ваш сайт. Включает десктопные и мобильные ОС.

Посмотреть ОС в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Технологии → Операционные системы

#nbsp;Посмотреть ОС в Google Analytics: Аудитория → Технологии → Браузер и ОС

Источники трафика

Важный набор отчётов. Показывает откуда люди приходят на сайт и как себя ведут.

В Яндекс.Метрике можно узнать с каких сайтов, поисковых систем, социальных сетей и мессенджеров к вам идёт трафик. Отдельно есть интеграция с Яндекс.Директом — можно посмотреть сколько пришло людей с отдельных кампаний и объявлений.

Посмотреть источники трафика в Яндекс Метрике: Отчёты → Стандартные отчёты → Источники.

В Google Analytics тоже есть раздел «Источники трафика». В нём могут быть такие источники:

  • Organic Search — органический поиск, SEO.
  • Direct — прямые заходы.
  • Referral — рекомендательные системы, формуы, отзывики.
  • Social — социальные сети.
  • Email — рассылки.

Посмотреть источники трафика в Google Analytics: Источники трафика → Обзор

«В режиме реального времени» от Google Analytics

У GA есть отличный раздел — «В режиме реального времени», где вы можете с задержкой в 15 секунд наблюдать, как ведут себя посетители на сайте: откуда они пришли и по каким страницам переходят. Выглядит как магия.

Вебвизор, карта скроллинга, аналитика форм и другие «фишки» Яндекс.Метрики

В декабре 2010 года Яндекс купил сервис Вебвизор — с его помощью владелец ресурса может увидеть все действия пользователя на сайте, как если бы он смотрел в его монитор. Сервис записывает экран пользователя на видео.

В Метрике есть ещё два отличных инструмента: карта кликов и карта скроллинга.

По карте кликов можно понять, куда пользователи чаще всего кликают на странице — эти данные помогают улучшать интерфейс: например, дорабатывать навигацию.

Здесь карта кликов показывает как посетители жмут на кнопку «закрыть» у всплывающего окна справа внизу:

Карта скроллинга показывает как люди читают сайт: на каких блоках заостряют внимание, а какие просто прокручивают.

С помощью карты скроллинга можно понять в каком порядке расставить блоки на лендинге. Те, на которых люди задерживаются, — цепляют аудиторию. Их нужно поднять наверх.

Когда накопится достаточно данных, вы увидите, что некоторые разделы вообще не читают и проматывают. Их можно убрать или перекрасить, чтобы акцентировать внимание. Всё это — работа над повышением конверсии.

Пример карты скроллинга. Первый экран всегда красный — его видят все. Если посмотреть на шкалу справа внизу, будет видно красный сменяется зелёным — всё меньше людей дочитывает до конца.

Цели в web-аналитике

Кроме подсчёта посетителей и анализа их поведения бизнесу нужно отслеживать конкретные действия: оформление заказа, заявка, подписка на рассылку и другие. Для этого в веб-аналитике есть цели.

Мы заранее определяем, какие действия для нас важные, прописываем это в системе, и когда пользователь это действие совершит — аналитика это увидит и зафиксирует.

В Яндекс Метрике вы можете создать максимум 200 целей, в Google Analytics — 20. Ниже мы расскажем, как их настроить, а пока посмотрим на отчёты.

Как цели помогают анализировать трафик

С помощью аналитики вы можете смотреть, какие пользователи чаще всего совершают конверсии.

Например, если из соцсетей у вас покупают чаще, чем из контекстной рекламы, разумно будет увеличить бюджет на SMM. Но будьте внимательны! Такие выводы — очень опасны. Обычно перед покупкой люди узнают о компании из разных мест.

Часто бывает так: человек увидел баннер в контексте, кликнули, почитал и закрыл. Через день снова увидел рекламный пост, уже в Instagram, перешёл по ссылке и купил. Итог: вся слава и бонусы за заказ уходят в SMM-отдел, а контекстники грустят, хотя тоже участвовали в продаже. Чтобы так тонко анализировать рекламу и учитывать все источники, нужна мультиканальная аналитика.

Посмотреть конверсию из разных источников трафика в Яндекс Метрике: Перейдите в Отчёты → Стандартные отчёты → Источники — Источники, сводка.

Спуститесь к таблице, нажмите «Выбрать цель» и выберите нужную

Таблица перезагрузится, и вы увидите процент конверсии по источникам, количество конверсий, глубину просмотра и время на сайте.

Посмотреть конверсию из разных источников трафика в Google Analytics: Перейдите в Источники трафика → Обзор. В таблице уже будут отражены конверсии по всем целям. Из выпадающего списка «Конверсия» выберите нужную цель и отчёт перестроится.