Найти в Дзене
Аэрофлот

Приближая Дальний Восток

«Фарман» Якова Седова-Серова, 1911 год
«Фарман» Якова Седова-Серова, 1911 год

Сегодня попасть на Дальний Восток не составляет никакого труда, ведь мы выполняем ежедневные рейсы в Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан. Но так было не всегда. Рассказываем о людях, которые делали Дальний Восток ближе, и о том, как прокладывала себе путь авиация в этом прекрасном и суровом крае.

Началось всё еще в царской России, когда в мае 1911 года аэроплан «Фарман» под управлением лётчика Якова Седова поднялся в небо над Владивостоком и пролетел над бухтой Золотой Рог на высоте 50 метров. К 1913 году в Приморье уже располагалась авиационная эскадрилья штабс-капитана Никифорова — «Сибирский воздухоплавательный батальон», в котором было несколько аэропланов «Блерио».

Яков Седов-Серов
Яков Седов-Серов

В следующие полтора десятилетия все немногие самолёты, поднимавшиеся в дальневосточное небо, были исключительно военными. Однако после окончания Гражданской войны, в 1923 году Совет по гражданской авиации СССР приступил к разработке проекта воздушного маршрута Петроград — Москва — Владивосток. Такой полёт должен был стать символом новой жизни и технического прогресса. Этому проекту не суждено было свершиться, и всё же в 1925 году самолеты из Москвы полетели, но не во Владивосток, а в Пекин.

Учитывая, что в стране ещё не существовало развитой авиационной промышленности, а экономика ещё не оправилась от последствий революций и войн, жителям региона пришлось самим взяться за развитие гражданской авиации. В 1923 году во Владивостоке и Хабаровске были учреждены Приморское и Хабаровское «Общество друзей воздушного флота».

«Общество друзей воздушного флота»
«Общество друзей воздушного флота»

Через год в Приморье членами общества были уже 13 178 человек! За это время всеми «Обществами друзей воздушного флота» на Дальнем Востоке было собрано около полумиллиона рублей, которыми в 1925 году оплатили изготовление восьми первых самолетов советского производства – это были бипланы Р-1. Они получили имена: «Рабочий Приморья», «Красный Владивосток», «Дальневосточный рабочий», «Дальневосточный крестьянин», «Сучанский шахтер» (от города Сучан, сейчас Партизанск в Приморье), «Красный сучанец», «Трудящиеся Амура» и «Красный Дальбанк». Аэропланы были построены в Таганроге, а затем в разобранном виде по железной дороге проехали через всю Россию от Азовского моря до берегов Амура и были зачислены в разведывательную эскадрилью «Дальневосточный ультиматум». Хотя машины числились на военной службе, они постоянно применялись и по гражданскому назначению.

Самолёты Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», ОДВА, 1929 год
Самолёты Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», ОДВА, 1929 год

В том же году состоялся первый полёт самолёта в Якутии, организованный местным «Обществом друзей воздушного флота». Из Иркутска на барже по реке Лене привезли биплан «Сопвич», и 8 октября 1925 года летчик Пётр Фадеев поднял его в небо над Якутском.

Впервые задачу создания на Дальнем Востоке регулярного гражданского авиасообщения озвучил 15 марта 1926 года глава региона Ян Гамарник:

«Наша задача в области транспорта заключается в том, чтобы для нас действительно не сто вёрст, а тысячи вёрст перестали быть расстоянием, чтобы мы имели железнодорожный, хороший водный транспорт, авиацию и прочие пути сообщения и создали бы такие условия, когда и тысячи вёрст будут преодолеваться в сутки, в часы. Этого мы должны добиться».
Ян Гамарник
Ян Гамарник

О том, как был реализован этот амбициозный план, о первых летчиках и летчицах Дальнего Востока, о рейсах в Москву и многом другом мы расскажем в следующих постах рубрики. А пока рекомендуем посетить наш сайт https://www.aeroflot.ru/ru-ru/far_east/?from=new_main, чтобы узнать больше об этой удивительной части России и отправиться в одно из самых незабываемых путешествий вашей жизни.

Подготовлено по материалам сайта https://nstarikov.ru/.