…Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.
Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтёте, не смерите,
Никогда никуда не пойдёте,
Коль на карте путей не найдёте.
Николай Гумилев. Девушке. 1911 г.
Наша сегодняшняя героиня, действительно – настоящая тургеневская девушка. Но не в том смысле, который мы привыкли вкладывать, а в том, что заложен был самим Иваном Сергеевичем. Девушка на первый взгляд некрасивая и замкнутая, хрупкая и мечтательная. Она обладает сильным характером, ставит перед собой цель и стремится к ней, преодолевая преграды, и порой достигает намного большего, чем мужчина её круга.
Характер, впрочем, как и способности, она унаследовала, вероятно, от отца бывшего крепостного Шереметьевых, пробившегося своим умом, получившего вольную и должно человеком умным, грамотным, прогрессивным и новым.
Прокофий Суслов дал обеим своим дочерям образование, и обе барышни оставили заметный след в российской истории и культуре. Старшая – Аполлинария – стала возлюбленной и музой Ф.М. Достоевского, прототипом самых страстных его героинь, включая Настасью Филипповну из «Идиота». Младшая же - Надежда Прокофьевна Суслова, героиня этой публикации – стала первой русской женщиной, окончившей полный курс медицины в университете и защитившей диссертацию на степень доктора медицины, подтвердившей свою квалификацию на Родине и работавшей врачом.
Еще в юности, общаясь с «медицинской молодежью», она загорелась идеей не просто стать «новым человеком», но достичь невероятного - получить профессию врача. Если для этого нужно выучить латынь и сдать экзамены за курс мужской гимназии - она сделает это, самостоятельно заполнив пробелы в естественных науках. Кстати, они практически не преподавались в пансионах благородных девиц, где училась Надежда.
Была ли Надежда столь же страстным человеком, как и ее сестра Полина? Вероятно, да. Представляется, что Надежда в юности была именно такой девушкой-студентом, девушкой-буршем, описанной Александром Герценом в «Былом и думах»:
Тут настоящий, сознательный протест, протест и перелом... Разгул, роскошь, глумленье, наряды отодвинуты. Любовь, страсть на третьем-четвертом плане. Афродита со своим голым оруженосцем надулась и ушла; на ее место Паллада с копьем и совой… Здесь идут от идеи, в которую верят, от объявления “прав женщины” и исполняют обязанности, налагаемые верой. Одни отдаются по принципу, другие неверны по долгу. Серьезность их радикализма показывает, что дело в голове, в теории, а не в сердце. Они страстны в общем… Наши бурши начинают с анализа, с разбора; с ними тоже многое может случиться, но сюрпризов не будет и падений не будет; они падают с теоретическим парашютом. Они бросаются в поток с руководством о плавании и намеренно плывут против течения.
Могла ли такая девушка быть счастливой в любви и браке? И была ли? Об этом мне хотелось бы поговорить в продолжении этой публикации. А пока давайте вглядимся в лицо Надежды Прокофьевны Сусловой, растиражированном «лигой равноправия женщин».