Найти в Дзене
Гнёздово Project

Гнёздово–2022: «молоточек Тора» и первые находки на ЗС-1

Светлана Авдусина Работы объединенной экспедиции в рамках полевого сезона 2022 года возобновились в западной части Гнёздовского поселения IX-XI веков, на Западном селище. Планомерные раскопки Западного селища после продолжительного, 50-летнего перерыва, вновь начались год назад – в июле 2021 года экспедиция обследовала комплекс сооружений на раскопе ЗС-1, предположительно производственного характера (рис.2). Интерпретация этих сооружений в качестве производственных мастерских основывается на статистически высоком количестве найденных здесь тиглей (плавильных сосудов), слитков металла, заготовок предметов. Весьма вероятно, что в X-XI вв. эти мастерские обслуживали разные этнические группы населения древнего Гнёздова, на что указывает, в частности, наличие как предметов, традиционно находившихся в пользовании кривичей, так и вещей, прочно связанных со скандинавами. При этом часть выявленных в 2021 году сооружений оказалась за пределами раскопа, и именно дообследование некоторых из этих у

Светлана Авдусина

Работы объединенной экспедиции в рамках полевого сезона 2022 года возобновились в западной части Гнёздовского поселения IX-XI веков, на Западном селище.

Рис. 1. Клад на раскопе ЗС-1 / июль 2022
Рис. 1. Клад на раскопе ЗС-1 / июль 2022

Планомерные раскопки Западного селища после продолжительного, 50-летнего перерыва, вновь начались год назад – в июле 2021 года экспедиция обследовала комплекс сооружений на раскопе ЗС-1, предположительно производственного характера (рис.2).

Интерпретация этих сооружений в качестве производственных мастерских основывается на статистически высоком количестве найденных здесь тиглей (плавильных сосудов), слитков металла, заготовок предметов.

Весьма вероятно, что в X-XI вв. эти мастерские обслуживали разные этнические группы населения древнего Гнёздова, на что указывает, в частности, наличие как предметов, традиционно находившихся в пользовании кривичей, так и вещей, прочно связанных со скандинавами.

Рис. 2. Раскоп ЗС-1 / июль 2021 года
Рис. 2. Раскоп ЗС-1 / июль 2021 года

При этом часть выявленных в 2021 году сооружений оказалась за пределами раскопа, и именно дообследование некоторых из этих углубленных сооружений, производственных ям, стало основной задачей полевого сезона 2022 года, для чего заложен новый раскоп площадью 24 кв. м.

На данный момент на его части снят верхний (пахотный) слой, обнажена поверхность ям. В верхнем слое большой овальной ямы сделана яркая находка – железная подвеска очень хорошей сохранности в виде «молоточка Тора» (рис.3).

Рис. 3. «Молоточек Тора» с раскопа ЗС-1 / июль 2022
Рис. 3. «Молоточек Тора» с раскопа ЗС-1 / июль 2022

Кроме того, в пахотном слое над ямами найдены две гирьки для взвешивания – бочонковидная (со знаками кратности) и 14-тигранная (рис.4).

Рис. 4. Бочонковидная гирька с раскопа ЗС-1 / июль 2022 года
Рис. 4. Бочонковидная гирька с раскопа ЗС-1 / июль 2022 года

Также в пахоте найдена медная полая трубочка предположительно от головного балтского венчика – вайнаги и небольшой фрагмент ромбовидной привески.

Значительное уменьшение количества фрагментов тиглей (плавильных сосудов) по сравнению с 2021-м годом может говорить о том, что мы постепенно отодвигаемся от центра производственной зоны.

P.S. Два часа назад, когда текст уже готовился к публикации, в культурном слое, в заполнении одной из ям, обнаружен клад – несколько железных и серебряных предметов, а также фрагменты кожи, в которую, по всей видимости, был обернут клад в момент схрона (рис. 1, 6). Начат его разбор.

Рис. 6. Разбор клада на ЗС-1 / июль 2022 года
Рис. 6. Разбор клада на ЗС-1 / июль 2022 года

Фото – Светлана Авдусина, Ксения Корнилова.