Всем привет, с вами Вася. Сегодня 10 июня, день рождения легендарного поезда «Красная стрела», и это отличный повод рассказать и о истории самого состава, и о железной дороге на самом Василь...
– Вася, это здорово, про «Красную стрелу» мы послушаем с удовольствием! Извини, конечно, что перебиваем, но какое прямое отношение «Стрела» имеет к тебе? На Васильевском острове ведь нет вокзала, да и вообще железной дороги нет, наверное, никогда и не было, откуда и куда, это же Остров!
– А вот и ошибочка вышла! Спорим, что была, и вполне себе настоящая, серьезная!
– На что спорим?
– Ну, если я выиграю – то вы в ближайшее же время приезжаете ко мне в гости, в дизайнерский отель Art Nuvo Palace на 17-й Линии, 64, и мы гуляем по Васильевскому вместе, как раз и Белые ночи в самом разгаре!
– С тобой, Вася, спорить опасно: ты же всё знаешь! Но Приз хороший... окей, спорим. Рассказывай, но только с доказательствами и фактами на руках!
– Рассказываю с удовольствием!
Железная дорога на Васильевском острове действительно есть. Вернее, сейчас от нее уже мало что осталось, но она все-таки существует! Давайте посмотрим на карту Острова, на самую его южную оконечность. Видите характерную линию? То есть, если кто помнит из школьных уроков Географии всякие условные значки и обозначения, тот сразу узнает.
– Да, точно. Действительно, железная дорога. А, это, наверное, для нашей славной Оборонной промышленности, поэтому в обычной жизни мы эту дорогу никогда и не видели!
– Совершенно верно. Это же территория знаменитого Балтийского судостроительного завода. И, как и на всех крупных предприятиях – имелось своё внутреннее железнодорожное сообщение, для обмена важными грузами и стратегической продукцией. Между прочим, в свое время общая длина путей составляла почти 5 километров, это почти как весь Васильевский остров в длину, во всяком случае, до появления «насыпной части».
– Теперь понятно! Ну а с внешним миром – существовало какое-то общение?
– Существовало, конечно. Имелся специальный паром, на котором вагоны с Балтийского завода переправлялись на «материковую часть» Питера, ну и возвращались обратно. Даже больше того! Нева же зимой замерзает, поэтому специально был создан не просто паром, а паром-ледокол! То есть, особо мощный, ну и с рельсами вдоль «главной оси». Вот как это выглядело:
– Ух ты! Здорово. Как хорошо, Вася, что ты всё знаешь и всегда с нами делишься! Ну а сегодня, сегодня-то – осталось хоть что-то?
– Сегодня... Сегодня, сами понимаете – новый подход к формированию городской среды. Но если отправитесь гулять на «Севкабель» – можете заодно пройти дальше, до Косой линии, в самый некогда «Промышленный центр Васильевского». Возможно, след железной дороги там еще остался, еще недавно, во всяком случае, выглядел он так:
– Вася, ты однозначно выиграл в споре! И мы очень рады этому, так что скоро-скоро едем к тебе в гости. И, очень может быть – именно на «Красной стреле»! Рассказывай теперь про нее.
– Отлично, жду! И рассказываю, конечно. Несколько любопытных фактов.
Железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была торжественно открыта 1 ноября 1851 года, первый поезд преодолел этот классический «маршрут двух столиц» за 21 час 45 минут. А в 1871 году начал курсировать первый «поезд повышенной комфортности», получивший название «Поезд №1». Его и можно считать «отцом» будущей «Красной стрелы», ведь и по сей день ее номер – Первый! Так что в прошлом году был замечательный юбилей, полтора века экспресс-комфорту.
В свой первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 года, и в тот день время в пути составило 9 часов 45 минут.
«Красная» – в значении «красивая», ну и «быстрая» тоже. Потому что до 1962 года вагоны «Красной стрелы» были... синие! Тут с одной стороны – европейская традиция: в синий цвет красили вагоны именно первого класса. С другой стороны, что нам до европейских традиций, если у нас с самого начала железнодорожная колея была шире чем в Европе... но, в общем, привычный сегодня бордовый окрас появился далеко не сразу.
И, кстати говоря! Сегодня ведь все пассажирские вагоны выкрашены в «фирменный цвет» РЖД, и только «Красная стрела» сохраняет верность традиционной гамме, это же замечательно!
С началом Великой Отечественной войны «Красная стрела» остановилась – но, конечно, лишь на время. Возобновлено движение было меньше через два месяца после снятия Блокады, 20 марта 1944 года, и в этом был великий смысл: Победа близка!
Высочайший уровень комфорта «Красной стрелы», вплоть до наличия практически «мобильной связи», изначально предполагал ее предназначение для пассажиров, скажем так, высокого ранга. В общем, так оно в основном и было. Часто приходится слышать легенду, что отправление состава в 23:55 назначил лично нарком МПС Лазарь Каганович, с той целью, чтобы «выписывать командировочные» уже и за день отъезда. Но на самом деле – время «23:55» появилось позже, когда на поездку стали уходить «классические» ровно 8 часов. Но заботиться о подчиненных все равно нужно!
Еще ездить на «Красной стреле» любили работники Творческого цеха. Да, удобно, можно успеть сесть после вечернего спектакля в Ленинграде и утром уже быть на съемках в Москве, и наоборот. На практике поездки тружеников культуры часто проходили в формате «творческих посиделок до утра», так что для многих прибытие на вокзал становилось «Утром стрелецкой казни», как они сами это называли. Ну вы поняли.
Сегодня «Красная стрела» – по-прежнему «Поезд №1», и по-прежнему – весьма удобный и стильный способ добраться в Питер из Москвы и из Питера в Москву... стоит попробовать, если вам еще не доводилось!
Небольшой «инсайд» из недр Российского железнодорожного ведомства. Увы, компания «Сименс» существенно сворачивает масштабы своей деятельности у нас, так что в скором времени привычных уже «Сапсанов» станет заметно меньше... Но это – еще один повод сделать свой выбор в пользу неувядающей классики «Красной стрелы»!
Итак – с вами был Вася, и как и договаривались – жду вас в гости, на Васильевском острове, 17-я Линия, 64, Дизайнерский отель Art Nuvo Palace.
Жду с нетерпением – Белые ночи в самом разгаре!
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/