24,1K подписчиков

Почему Ф.М. Достоевский утверждал, что война «приносит лишь одну пользу, а потому совершенно необходима»? 8 парадоксов «Парадоксалиста»

3,6K прочитали

Много лет назад попалась мне на глаза статья Ф.М. Достоевского «Парадоксалист» из его «Дневника писателя» 1876 г., изложенная в виде беседы автора с неким человеком, по сути своей парадоксалистом. Разговор шел о войне, точнее о том, что война есть самая полезная вещь для человечества. Признаюсь, прочитанное удивило меня и даже шокировало. Я никак не могла принять мысль, что «война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима».

Для меня было непонятно, какая может быть необходимость в том, чтобы люди убивали друг друга. О мире, как о главном завоевании после Великой Отечественной войны и верховной ценности общества и государства говорили мне на протяжении пятидесяти лет родители, школа, государство, фильмы, книги и собственный жизненный опыт. «Миру – мир!» - было написано на флажках во время майской демонстрации, размахивая которыми, мы с гордостью шли в колонне вместе со взрослыми, чувствуя свою причастность к чему-то большому и важному.

Лишь только сейчас я поняла, что имел ввиду Достоевский и насколько же глубоки мысли, сказанные его героем. В чем же парадоксы «Парадоксалиста» Достоевского? Постаралась сгруппировать их в восемь основных идей.

Парадокс первый. Война – самая полезная вещь

Дискутируя, герой Достоевского говорит, что принятая мысль о том, что война есть бич для человечества – это дикая мысль. Напротив, по его мнению, война - самая полезная вещь. При этом, важно уяснить о какой именно войне говорит Достоевский и какую считает неприемлемой.

«Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима» - пишет Достоевский.

Парадокс второй. Идут на войну не убивать друг друга, а жертвовать собственной жизнью

Мысль о том, что люди идут на войну убивать друг друга ложна, что это никогда не бывает главным мотивом и что на первом другое – жертвенность.

«Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества. Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность» - пишет Достоевский.

Парадокс третий. Во время войны все ободряются, нет места апатии и скуке

«Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: «Вот несчастье, вот дожили!» Это лишь одно приличие… Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях: скажут, — зверь, ретроград, осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится» - пишет Достоевский.

Парадокс четвертый. Долгий мир ожесточает людей

«Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много — много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, — главное к богатству и капиталу» - пишет Достоевский.

Такие человеческие качества, как «честь, человеколюбие, самопожертвование во время долгого мира бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают все».

«Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое богатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаждений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямейшему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотоядными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость» - пишет Достоевский.

В конце концов в обществе во время долгого мира все начинает сводится к «грубому богатству».

Парадокс пятый. Война обновляет науки и искусства

«Наука и искусства именно развиваются всегда в первый период после войны. Война их обновляет, освежает, вызывает, крепит мысли и дает толчок. Напротив, в долгий мир и наука глохнет. Без сомнения, занятие наукой требует великодушия, даже самоотвержения. Но многие ли из ученых устоят перед язвой мира? Ложная честь, самолюбие, сластолюбие захватят и их» - пишет Достоевский.

Чтобы свершилось научное открытие или родился утонченный шедевр требуется большой труд. В мирное время человеку хочется славы, а это приводит к шарлатанству, погоне за эффектом и утилитаризму ради прибыли.

«Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой. Подите в трагедию, смотрите на статуи: вот Гораций Корнеля, вот Аполлон Бельведерский, поражающий чудовище...» - пишет Достоевский.

Парадокс шестой. Христианство признает факт войны

Христианство само признает факт войны и пророчествует, что «меч не прейдет до кончины мира». Несомненно, в высшем, нравственном смысле оно отвергает войну и требует братолюбия, тем не менее Достоевский говорит, что пока рано «расковывать мечи».

«Но вопрос: когда это (братолюбие – авт.) может случиться? И стоит ли расковывать теперь мечи на орала? Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять богатство, грубость наслаждений порождает лень, а лень порождает рабов».

Кроме того, как пишет Достоевский, в период мира укореняется трусливость и бесчестность, а в войне он чувствует лекарство от этого:

«Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство».

Парадокс седьмой. Война развивает братолюбие и соединяет народы

«Война освежает людей,- пишет Достоевский. - Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. Это даже странный факт, что война менее обозляет, чем мир…

Вспомните, ненавидели ли мы французов и англичан во время Крымской кампании? Напротив, как будто ближе сошлись с ними, как будто породнились даже. Мы интересовались их мнением об нашей храбрости, ласкали их пленных; наши солдаты и офицеры выходили на аванпосты во время перемирий и чуть не обнимались с врагами, даже пили водку вместе. Россия читала про это с наслаждением в газетах, что не мешало, однако же, великолепно драться. Развивался рыцарский дух».

Что касается материальных бедствий, то здесь Достоевский говорит о законе, «по которому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых».

Парадокс восьмой. Народ выигрывает гораздо больше, чем теряет

«Именно для народа война оставляет самые лучшие и высшие последствия» - говорит Достоевский.

Как и сейчас, так и во времена Достоевского, душу человеческую меряют не христианской меркой, а карманом, властью и силой. Простой человек это хорошо понимает и страдает от невыносимого чувства неравенства. Законы неравенства как были в XIX веке, так есть в XXI веке, при этом XX век – советское общество, жило по другим законам и было по своей сути уникальным в истории человечества исключением.

«Единственное лекарство — война. Пальятивное, моментальное, но отрадное для народа. Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства — в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуждается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? А во время мира чем масса может заявить свое великодушие и человеческое достоинство? - задается вопросом Достоевский и тут же отвечает:

«Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами...» - говорит Достоевский устами своего героя в середине XIX века.

Соглашаться с мыслями Федора Михайловича или не соглашаться – личное дело каждого, но вот в чем еще один парадокс, но уже современный – именно сейчас об этих вещах начинают рассуждать. Казалось бы, все уже давно сдано в архив истории и пылится где-то в папочке нижнего ящика канцелярии, а нет, великие мысли вновь оживают. Время пришло.

Источник: Ф. М. Достоевский «Парадоксалист», «Дневник писателя» 1876 г.

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка", "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни". Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка", "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни". Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Предыдущие мои публикации из цикла «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского

1. Русская деликатность и лакейство мысли перед Западом? Как выбраться? Что говорил Ф. М. Достоевский?

2. "Не всегда война бич, иногда спасение" - о чем говорил Достоевский? Почему военная победа России обернулась ее поражением?

3. Почему слова Ф. М. Достоевского о ненависти освобожденных славян оказались пророческими? Какая роль уготована России?

4. Почему Достоевский считал «Восточный вопрос» важнейшим для России? Что значит «Москва – Третий Рим?»

 Много лет назад попалась мне на глаза статья Ф.М. Достоевского «Парадоксалист» из его «Дневника писателя» 1876 г., изложенная в виде беседы автора с неким человеком, по сути своей парадоксалистом.-2

Cсылки на мои книги на Ozon.ru:

«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

#история #психология #философия #общество #писатели #литература #достоевский #война #культура #парадоксы