Найти тему
Паралипоменон

Красные кирпичи. Захват монголами Фирузкуха

Оглавление
Завоеватель умещается в двух строчках поэта. Завоеватель мира... в трёх.
Завоеватель умещается в двух строчках поэта. Завоеватель мира... в трёх.

1223 год. Зима. Повернув с Юга на Север, монгольский корпус продирается через горные гряды на Фирузкух. Древнюю столицу Гуридов, писавшую свою летопись кровью.

Ею же и ставится жирная точка.

Продолжение. Предыдущая часть и горячие женщины, остывают ЗДЕСЬ

Музыка на дорожку

Козни недоброжелателя, лучше помощи нетерпеливых

На (исламском) Востоке этого человека прозвали Саади, но (!). Будучи старшим современником великого поэта, никакого отношения он к нему не имел. Если таковым не считать разорение страны, родившей поэта.

Из общего у них была склонность к странствованию, одинаково присущая завоевателям и стихотворцам. Одни из которых предназначены захватывать землю, а другие умы.

Еще Саади и Саадай-нойон были кротки. Не пороком, выдающим робость за добродетель, а уклонение от смущения за терпение. Но выдержкой мужчины, что изжив собственную гневливость и чужую способен укрощать. Нужно ли добавлять, что от сварливости жен ни завоеватель ни поэт не страдали. Иногда (к ней) прислушиваясь, но чаще нет.

Саади еще находился в возрасте, когда в рифму говорят все, а младенческие звуки для матерей слаще, чем поэмы столпов. Саадай уже был молодым нойоном и дружил с детьми Темуджина. Особенно с Угэдеем, с которым разделит чашу пиров и дороги войны.

Как и все люди длинной воли (иных в шатер не пускали) он имел голос в Ставке. Хотя молодость делала его (голос) последним и по счету и по значению. Шел 1203 год, когда заносчивый и нетерпеливый (что одно и то же) Нилха Сангум подбил отца на войну с Темуджином.

Собрав кереитов в кулак, Тоорил Ван-Хан в который раз разорвал узы братства и... решился переступить через кровь.

Битву предварял военный совет. Где говорили много, а путного не сказал никто. Тон задавали седины. Темуджин уже был достаточно успешен, чтобы обрасти советниками, путающими серебряный волос и серебряный разум. Увяданию подраться не терпится и где решают старики - молодым умирать много. За кереитов в тот день было всё.

Войско Тоорила дышало нахрапом и численностью, норовя растоптать и растереть по земле. На каждый монгольский лук приходилось пять кереитских и в отличие от Темуджиновых побратимов, люди Ван-Хана стрел не считали. А еще они (и их кони) были сыты.

Не дойдя до Харахалджит-Элетах, монголов покинула половина союзников. Даже родня - Борджигины, на которых так сильно рассчитывали. Еще больше уйдет после сражения, ставшего большой ошибкой Темуджина и необратимой ошибкой его противников.

С вечера кереитское воинство разделили на пять частей, норовя сграбастать монголов одним хватом. На военном совете высказывались по очереди. Первые предложили стоять насмерть. Последующие вторили им и лишь молодой Саадай из последних (говоривших) заметил:

Военное счастье, воевать с нетерпеливым.
Несчастье, воевать вместе с ним.

Но последних слушают по долгу, то есть никак.

Особенно перед схваткой, когда от смерти отделяет три пройденных шага. От умника отмахнулись, отдавшись кумысу и сну.

Чем сильнее мужчина рвется в драку, тем мужественности в нем меньше.
Чем сильнее мужчина рвется в драку, тем мужественности в нем меньше.

Битва не заладилась сразу.

Единственные (верные) союзники врезались и смяли передовой полк Тоорила. Увлекшись погоней, перерезающего удара смельчаки не заметили, обнажив незащищенный бок для кривого железа.

Кереиты покрошили многих.

Никто не казал спины, но один из племенных вождей - Хуилдар-Сечен погиб и Темуджин остался без очередного побратима. Атака увязла в стойкости, следующие в упорстве. Битва превратилась в тягучую и кровавую драку, одинаково изматывающую всех.

Не сдержавшись, в бой полетел Нилха-Сангум. Чью безрассудную запальчивость выдвинула причиной, чья-то вздорная старость. Его подстрелили в щеку, охладив пыл. И его и войска.

Не оставшись в долгу, кереиты ранили Угэдея.

Резню прекратила ночь. Стороны перевязывали раненых и считали павших. И то и другое для монголов было неутешительным, оставив единственный путь - отступление.

Но и переломанная, посеченная пятерня кереитов в кулак не сжималась.

Теряя людей Темуджиновы рати откатывались по Халхин-Голу. Верность вообще свойственна редким. А верность проигравшему - редким из них. Но редкое ценно и редко ценное.

Саадай не бросил товарища и его неудачника-отца, нахлебавшись с ними балджунской воды вдоволь. Потом они еще много воевали. Били кереитов, найманов, меркитов, тангутов и цзиньцев.

Войну с сартаулами он встретил тысячником, а перед Угедеевым рейдом ему был доверен тумен. С ним Нойон и отправился в горы.

Плинфоделание

Зло живет злом, ради зла и назло

Фирузкух - молодой город и летняя столица гурских султанов, возвышался на кирпичах из крови, что не было сравнением поэтическим. Основанный всего-то в 1146 году на Бирюзовой Горе (отсюда название), он возвысился пятилетием позже.

Тогда основатель нового Султаната Ала ад Дин Хусейн взял штурмом столицу предыдущего Газни. Он мстил за братьев распятых ранее, а попутно вырезал шестьдесят тысяч жителей и сжег все гробницы царей, получив прозвище Джахансуз (Сжигатель миров).

С него и началось новое царство и новый город (читающий да разумеет).

Оставшиеся из Газни оказались в жестоком рабстве. Их заставили влачить существование жалкое, подвергнув одной участи с мулами. Днем и ночью они носили материалы и утварь, из разрушенной столицы в строящуюся.

Порабощенных не берегли, но... некто из строителей ввел обычай странный и даже для того времени зловещий. Упомянув его Дзузджани как в капле отразил о чем простые (люди) не знают, а непростые молчат.

Перед обжигом, глину зачем-то стали смешивать с... кровью несчастных. Говорилось, что строения от этого будут крепче и простоят века. Хотя объяснений никто особо не требовал. Люди легко принимают странность за данность, особенно если странность утверждает себя насилием.

Отсюда культура тюремного изнасилования и его роль в обществах с испорченной (им) кровью и развращенным умом. Где сделавшись одним из столпов, оно позволяет заткнуть глотку любому.

Или (что к кирпичам Фирузкуха ближе) строительство красного дома с черными окнами и мертвецом. Которому всех заставляют кланяться, а образ носить, не уставая бороться с... мракобесием.

Да и много таких основ, от которых система не откажется не потому что они её держат, но потому что она ими (и ради них) живёт. Просто люди об этом не думают, а живут просто.

Вот и в Фирузкухе так жили.

Смешанную глину обжигали на кирпичи, выстроив громаднейший город. Один из главных в Гуридском Царстве, он соперничал с Гератом во всём.

Поэзии, остроумии, мастерстве мысли и постижении сущего.

С кем на равных говоришь, с тем и сровняешься
С кем на равных говоришь, с тем и сровняешься

За пять десятилетий Фирузкух накопил много золота.

Утверждали, что в казне покоятся восемьсот сундуков, а для их вывоза потребно четыреста вьючных верблюдов. Еще город считался (и был) средоточием секты каррамийа, утверждавшей божественную телесность и ограниченность. Отчасти это проливает свет и на кирпичи Фирузкуха.

Система (антисистема) всегда проявит себя развратом, убийством и богохульством. Как и последствиями всего этого.

На исходе 12 века, Султан Гияс ад Дин деятельность секты запретил, приведя Фирузкух к беспорядкам. От привычного отказываться сложно, к каким бы сложностям не приводила привычка. Волнения сопровождались тайными сборищами и убийствами из-за угла.

С распадом Султаната, в Фирузкух пришли хорезмийцы. Их правление началось с братоубийства, приложив еще один кирпич к кирпичам. О том как был убит брат Хорезмшаха Мухаммеда, читайте в главе позапрошлой.

Грехи вымостили дорогу монголам, которые и разнесли всё по кирпичику.

Падение бирюзовой горы

Умеющий перемолчать и переговорить сумеет

К 1223 году Саадай-нойон командовал туменом, куда входили все бившие Чингиза и битые его полководцами. Кереиты, найманы, остатки татар, меркитские недобитки, по чьему-то недоразумению недорезанные. На большой войне, место нашлось для каждого.

Обозначившись спустя полгода кампании, на её третий год, недостаток в людях обретал черты снежной лавины. Редкий десяток превышал семь человек, а пять тысяч считались туменом. Джэбэ и Субедэй пропали на Западе. И очень рассчитывая на их тридцать тысяч, в Ставке не очень рассчитывали их увидеть. Война заканчивалась в силу вещей.

Какие-то пополнения давала степь, выжатая досуха как груди голодной матери. Кочевья выгребали до дна, собирая юнцов, стариков и презренных боголов. Слово харачу (простолюдин) теряло значение. Все становились воинами, а воин особенно выживший - непрост. Непрост ой как.

Со своими Саадай управлялся без плетей и криков, заслужив уважение терпением, справедливостью и умением спрашивать молча. Не придираясь к мелочам мелочей, он не спускал упущений и не смотрел на лица.

От строгости страдали негласные вожди десятков и сотен, на которых воинская среда столь щедра. Она же оберегала остальных от их произвола. Не давая тумену превратиться в разнузданную толпу, где командиры отдавая приказ задумываются, что подумают о них подчиненные...

Наконец, Нойона признали самые отпетые.

Найман мог прикрикнуть на наймана, требуя должно выполнить приказанное кереитом. Которых (кереитов) это тоже затронуло.

Отделившись от корпуса к Фирузкуху подошел выстраданный тумен, спаянный лишениями и битвами. Началась короткая, кровавая схватка, оставившая от многолюдного города минарет Джама.

Руины прошлого предостерегают будущее от ошибок
Руины прошлого предостерегают будущее от ошибок

Единственное из зданий, чей фундамент обошелся без скрепляющей крови, минарет по удивительной случайности уцелел.

Чего не сказать о горожанах и власти.

Раскол между ними начался загодя. Первые монгольские отряды подошли в 1220-м году и взять Фирузкух не смогли. Облегчение разрешилось бунтом, после чего эмир Сабзавари (описанный в гератских главах) удалился в семейную крепость.

Она стояла поодаль, собирая драгоценности и людей султана. Лишенное того и другого простонародье пошло вразнос. Правители менялись со скоростью горной реки. Дневные эмиры не доживали до ночи, ночные не успевали увидеть утра.

Шейхи, дервиши, бродячие проповедники, недобитки из каррамийа и откровенная плесень (преступники). Все лезли во дворцы, а крали как в последний день, который и наступил вскоре.

Гуридская (таджикская) партия Шансабанидов и Марагани признала монголов. Люди султана удалились в горные крепости Сабзавари и Герат. Организовывать оборону было некому и ворота взяли без таранов, сломив вялые попытки отбиться кухонными ножами.

Город пустили под меч, жителей кидали в ущелья.

Так опираясь на не совсем глиняные ноги, очередной Колосс рухнул. Возродившийся поблизости городишко, носил название Чагчаран и служил базой сначала советским, а потом и коалиционным войскам.

Время которых также... прошло.

Тень поэта

Дни напролет, молодой Саади наблюдал толпы, плетущиеся куда-то через Шираз. Мавераннахр, Хорасан, Хорезм. Пустыни Систана и вершины Гура. Бадахшан и Тохаристан, Гарчистан и Бадгис.

Война выжала плоть на дороги, как в чашу лимон.

Горбоносые туркмены и смуглые гурцы, белозубые афганцы и рыжие племена с голубыми глазами. Таджики, таджики, таджики.

Брели и спотыкались. Собранные бедой, сбитые (с толку) горем. С потерянными лицами, потерявших всё. Жадный до проявлений взгляд (поэта) впитывал всё. Равнодушный к золоту, но не к обладателям оного.

Все у поэтов не как у людей...

Кто еще в выцветшей ленте и потухшем взгляде, разглядит прошлое женщины. Готовой на все и ко всему привыкшей на проклятой дороге. Увидит в изможденном бродяге - спесивого толстяка, норовящего за чужой счет пожить. И жизни поучить не за свой.

Из тех что притравливают сыновей на своих (его) слабых ровесников из работников. Чтобы и они (в их время) притравили своих. Еще как угадывались обрывки самолюбия, измочаленные дорогой не до конца. Как и кожаный башмак доброй работы.

Просящая важность и заискивающая надменность. Гордость доводящая до подлости и подлость гордящаяся собой. Чего только не было в этих нескончаемых потоках и пригородных лагерях.

Где они собирались, чтобы идти дальше.

Презирающий чужое сегодня, забывает о своем завтра
Презирающий чужое сегодня, забывает о своем завтра

Привечали их не особо. Напротив.

Куда больше (гораздо!) жителей Шираза интересовали цены на шафран и покраска забора. Покупка земли и продажа ослов. Растущие одинаково живот Фатимы и аппетит Ибрагима. Калым и доход. Харадж и убыток.

Один глядя на беженцев чесал пузо, примеряясь к недорогой женщине. Другой голову, рассчитывая на дармовой труд. Иная (отчасти виновная) не думала о людях и томно присасываясь к ягодам, намекала на большее Заслоненная от обездоленности не столько похотью, сколько игрой в неё.

Равнодушие не желало слушать чужих историй, а досада равнодушие защищала. Лишь Саади всматриваясь в прошлое чужих городов, начинал понимать, что для его города это будущее. Очередной раз обещая себе (и Ему) овладеть ремеслом. Главным в дороге (человеческой жизни).

Что в суму не положишь, но и голоден не останешься.

К 1225 году потоки иссякли. Пути опустели и только мухи встречались Саади, любящему ходить просто так. Поэт всегда бродяга, хотя и не всякий бродяга - поэт. На дороге они и встретились.

Средних лет всадник в пыльном малахае, на дорогом аргамаке отнятом у сильного. С прищуром о которым сильные мечтают. И молодой мужчина с затянувшейся (до старости..) юностью стихотворца.

Так они и разошлись, не подозревая что были тезками. Служитель бренной плоти царей и невольник бессмертного Слова. Единственного из сущего (на земле), что не обращается в пыль.

Саадай развернул коня, Саади решил уходить на Запад. Ремесла у него так.. и не было. Но Бог - поэта прокормит.

Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ

Общее начало ТУТ. Резервная площадка ЗДЕСЬ

Поддержать проект:

Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)

Яндекс деньги 410011870193415

Карта 2202 2036 5104 0489

BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w

ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc

LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU

DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC

ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u