Эдгар Дега был одним из основателей импрессионизма, однако ему не нравился этот термин, и он предпочитал называть его “реалистическим” или “независимым”. Танцовщицы балета были одной из его главных тем. “Люди называют меня художником танцующих девушек”, - однажды сказал Дега парижскому арт-дилеру Амбруазу Воллару. “Им никогда не приходило в голову, что мой главный интерес к танцорам заключается в передаче движения и создании красивой одежды”. Вот восемь самых красивых изображений балерин Дега, которыми он так знаменит.
1. Класс танцев
Это первая сцена с балеринами Дега. Танцовщица в центре - Жозефина Гожелен, которая позже стала актрисой в "Жимнасе", театре, известном своими комедиями и популярными драмами. Гожелен позировала в танцевальном костюме для ряда рисунков, когда Дега работал над своими первыми балетными картинами. Почему балетные сюжеты? Помимо других причин, их было легче продать, а Дега нуждался в деньгах.
2. Музыканты в оркестре
Дега нарисовал "Музыкантов оркестра" в 1872 году и несколько лет спустя переработал его, увеличив и превратив горизонтальный формат в вертикальный. Он также закрасил части первоначальной композиции.
3. Фойе оперы на улице Ле Пелетье
В "Фойе оперы на улице Ле Пелетье" представлены 10 балерин Дега, которых рассматривают в большом зале. Одетый в белое Луи Франсуа Меранте, инструктор в оперном театре, отдает приказы, которым танцоры должны следовать. Опера на улице Ле Пелетье - это старое оперное здание, сгоревшее в 1873 году, Дега никогда не любил новое здание Шарля Гарнье, которое открылось в 1875 году. Безусловно, это был самый большой оперный театр в мире в то время, в этом великолепном здании работало 7000 человек, включая кордебалет из 200 человек.
4. Репетиция балета на сцене
Стиль этой картины напоминает работу в стиле гризайль. Интересно, что неяркая светотень - это намек на новую визуальную технику фотографии. Здесь Дега выбрал точку обзора немного сверху, сбоку, с акцентом на сцену, окаймленную рампой. Эта картина была сразу замечена на первой выставке импрессионистов в 1874 году. Например, художник Джузеппе де Ниттис написал другу: "Я помню рисунок, который, должно быть, был с репетиции танца [...], и я могу сказать вам, что это было невероятно красиво: муслиновые костюмы были такими прозрачными, а движения настолько реалистичными, что это нужно увидеть, чтобы поверить; это просто невозможно описать."
5. Звезда (танцовщица на сцене)
На этой картине изображена звезда шоу, танцующая соло на пустой сцене. Слева мы видим тень, прячущуюся за занавесом. Это покровитель молодой балерины. Попасть за кулисы было непросто. За эту привилегию платили состоятельные мужчины, которые часто флиртовали с танцовщицами и осаждали их гримерки. В письме другу в 1882 году Дега писал: "Мой дорогой Хехт, в твоих силах заставить Оперу выдать мне пропуск на день экзамена по танцам, который, как мне сказали, состоится в четверг? Я сделал так много этих танцевальных экзаменов, не видя их, что мне немного стыдно за это".
6. Розовые танцовщицы перед балетом
Примерно в 1880 году Дега сменил свою палитру с серых на яркие цвета, от красного до красновато-коричневого. Кроме того, это привело к изменению стиля и техники, в которых пастель стала его доминирующей средой. Кроме того, он расширил возможности, предлагаемые пастелью, комбинируя их с гуашью, акварелью, маслами, свободно смешанными со скипидаром, и даже монотипиями.
7. Голубые танцовщицы
Рисунки балерин, которые Дега делал за кулисами, были немногочисленны по сравнению с тем количеством, которое он создавал в своей студии, где он платил небольшую сумму денег балеринам за позирование. Забавный факт: отдел нравственности полиции однажды посетил студию Дега, желая узнать, почему так много маленьких девочек приходят и уходят. Однако тот факт, что балерины часто были проститутками, - это совсем другая история.
8. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица
В середине 40-х годов Дега, который всегда страдал от плохого зрения и в конечном итоге ослеп, начал делать восковые фигуры, отчасти для собственного удовольствия, отчасти для того, чтобы лепить и чувствовать, а не просто визуализировать. В результате на 6-й выставке импрессионистов весной 1881 года он представил единственную скульптуру, которую когда-либо выставлял на публике.
"Четырнадцатилетнюю маленькую танцовщицу" встретили не так тепло, когда она впервые появилась. Восковая фигура почти в натуральную величину, с настоящими волосами, одетая в пачку из ткани вызвала бурную реакцию критиков, которые назвали танцовщицу уродливой.