8 июля 1957 года в Горьком состоялся многолюдный митинг. Осудив антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова, заводчане вернули своему предприятию прежнее название – Горьковский автозавод, без всякого «имени Молотова». Оно было присвоено 25 лет назад, и тогда, в 1932-м, одобрено столь же многолюдным митингом.
Менялось время, менялась страна, менялся завод. Что же касается внешних проявлений переименования – исчезла буква М в обозначении моделей, напомню, ведь «Победа» называлась М-20. И автомобиль ЗИМ остался единственным с такой аббревиатурой. Впрочем, он всегда числился просто как ГАЗ-12.
За год до этого, кстати, ЗИС стал ЗИЛом. После 1950-х мы уже не припомним, чтобы автозаводам давали имена политиков. А вот организаций или юбилеев – бывало. Например, в 1968 году московскому заводу дали имя Ленинского комсомола. А ВАЗу в 1972-м и вовсе присвоили имя 50-летия СССР.
Были еще завод имени Урицкого в Энгельсе (завод в Энгельсе, а не Урицкий, разумеется); кутаисский завод носил имя Орджоникидзе, Павловский автобусный - Жданова, рижский, где делали «рафики» - 25-го съезда КПСС, ульяновский – разумеется, Владимира Ильича Ленина. Ульяновский завод имени Ульянова…
Забавная практика. Но пусть автозаводы будут известны своими машинами, а не именами. Что и заявили ровно 65 лет назад горьковчане… кстати, впоследствии ставшие нижегородцами.