Найти в Дзене

Ягодное ноу-хау. Асфальт с ароматом клубники уложили в Ленобласти

Наши дорожники стали укладывать асфальт с ароматом клубники. Необычное покрытие появилось во Всеволожском районе Ленинградской области. Об этом ягодном ноу-хау рассказала «Авторадио - Санкт-Петербург» заместитель директора по качеству, руководитель научно-исследовательского центра «Асфальтобетонного завода №1» Наталья Майданова.

Фото: Всеволожский муниципальный район ЛО / ВКонтакте
Фото: Всеволожский муниципальный район ЛО / ВКонтакте

Завод находится в Пушкине. Именно там и придумали новую технологию?

— У нас несколько заводов, они расположены в разных частях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в других регионах. Идея ароматизировать асфальт и бетон возникла не на пустом месте, не потому что нам захотелось просто так экспериментировать. Местные жители недовольны запахом асфальтобетонной смеси. Когда с их домами, либо садоводствами устраивается такое покрытие, а летом еще жарко, от этого идет сильный запах. Это нам дорожникам запах асфальта очень мил даже.

Кстати, запах битума многим очень нравится.

— Многим нравится, но большая часть к ним не склонна. Считается, что это очень вредно, но на самом деле это не вреднее, чем дым от костра. И поэтому идея ароматизировать асфальтобетон, как и любое технологическое решение, лежит на поверхности. Мы проработали несколько вариантов ароматизаторов, которые существуют на рынке. Несколько производителей хорошо себя показали, и самый яркий из них клубничный аромат, который мы и использовали при этом эксперименте.

Выбирали именно из ягодных ароматов?

— Там были ароматы свежего бриза, зеленой листвы, ваниль, ежевика, клубника – много всего. Но нам показалось, что ягодный аромат будет актуален летом.

Вы на клубничном остановитесь, или будете разные ароматы выпускать?

— Нет, мы будем искать оптимальное решение, которое будет работать. Плюс мы также прорабатываем различные технологии, которые будут поглощать этот запах. Не только его закрывать, как отдушки, а именно поглощать запахи асфальтобетонной смеси во время транспортировки.

А это обычный пищевой краситель, он безопасен?

Да, не вреднее, чем все остальное.

А расскажите нам про само производство. Это какая-то секретная лаборатория? Как это все замешивается?

— Эта лаборатория не секретная. У нас есть исследовательский центр, который занимается оптимизацией структур, разработкой новых экологических технологий. Сейчас же социальные аспекты очень важны для любого бизнеса, поэтому у нас есть лаборатория, в которой мы химичим, придумываем, разрабатываем. Это только одно из направлений, которым мы занимаемся.

Технологии, ароматы - это хорошо, но людям хочется, чтоб асфальт был всегда крепкий и каждый год его не перекладывали. Неужели так сложно сделать долговечный асфальт, чтоб он не сходил вместе со снегом?

— Ну, со снегом в Санкт-Петербурге он не сходит. У нас появляются дефекты в основном от шипов. Если вы наблюдали, это левые полосы на дорогах. Когда зимой асфальтобетон становится хрупкий, мы ездим на шипах, на высоких скоростях. Дороги поливаются солевыми растворами, верхняя часть покрытия ослабевает и шипами очень быстро выносится. Отсюда колея. Это наша основная беда, с которой мы сейчас сталкиваемся. Мы работаем над этими вопросами и на самом деле продвижения большие есть.

Есть же такое подозрение у многих, что очень выгодно дорожникам укладывать некачественный асфальт, и каждый год его менять. Или мы стремимся к крепкому асфальту, и это будет выгодно всем?

— Это мнение диванных экспертов, которые так считают. На самом деле у нас в стране очень большие планы по строительству дорог, развязок. Даже в нашем городе еще очень мало развязок, мостов, тоннелей, на строительство которых будут эти деньги перенаправлены, и мы будем получать больше новых магистралей городских. И точно также по всей стране. Много территорий неосвоенных, которые также должны быть покрыты. Деньги есть куда девать, а то, что это выгодно дорожникам – это не правда.

Ну, кстати, дороги становятся лучше. Петербург в пятерке лучших по качеству дорог.

— Петербург вообще считается городом инновацией, именно в дорожной отрасли. Мы стараемся здесь разрабатывать все лучшее и нужное для автомобильных дорог.

Если возвращаться к клубничному асфальту. Вы уже получали отклики по поводу покрытия, которое появилось во Всеволожском районе?

— Сами местные жители тех садоводств, мимо которых проходила дорога, выражали удовлетворенность нашим экспериментам. Они давали обратную связь, что это действительно менее неприятный запах, чем запах асфальтобетона.

Наталья, а вы не боитесь, что этот приятный аромат привлечет на дорогу диких животных? В Петербурге и Ленинградской области с этим как раз борются в последнее время.

— Нет, не боюсь, потому что когда асфальтобетонная смесь уложена на дорогу, она остывает, и этот запах становится практически незаметным.

То есть после охлаждения сладкий шлейф исчезает?

— Да. Остается еле-еле заметным.

Есть еще дороги, где ярко-розовый, ягодный асфальт положили. Цвет покрытия с ароматизатором меняется?

— Цвет покрытия не меняется, но красно-розовые дороги это тоже наша разработка, нашего предприятия. У нас в городе уже есть желтые, зеленые и синие дороги.

А это связано с чем? С безопасностью? Чтоб ее было видно издалека или по каким-то другим причинам?

— В первую очередь, конечно, безопасность. Во-вторых, эстетика и туристическая привлекательность.

В последнее время пешеходные переходы перестали быть черно-белыми. Вот они желто-белые, и жизнь становится уже как будто не полосатой. Не черной и белой, а ярче.

— Да, я с вами полностью согласна, потому что в нашем городе, в котором есть практически полярные зимы и белые ночи, хочется каких-то ярких красок, разнообразия, впечатлений, эмоций.

А вот этот ягодный асфальт, он по качеству и параметрам техническим отличается от обычного?

— Нет, абсолютно нет. Те же самые характеристики, как у обычного асфальтобетона. Мы же добавляем буквально небольшое количество ароматизированного компонента, поэтому он не меняет его свойство.

Экспериментальный участок проходит через поселок Дунай. Там как раз идет один из масштабных ремонтов в этом году. Обновляют 19 километров шоссе. На каких дорогах еще, в каких районах планируются такие же ягодные покрытия?

— Пока мы не ставили цели укладывать где-то еще. Использование ароматизаторов приводит к некому удорожанию, поэтому если у нас появится дополнительный источник финансирования, то мы готовы все асфальтобетонные смеси выпускать с ароматизаторами.