В России продолжается эпопея с распродажей IKEA, которая так и не началась. На сайте компании все еще висит объявление о том, что оформление покупок недоступно по техническим причинам. Специалисты торговой сети работают над решением проблемы. Эксперты тем временем предупреждают о неизбежном наплыве спекулянтов.
В начале марта IKEA, одна из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома, временно закрыла магазины в России и остановила производство на заводах. В середине июня компания сообщила, что продаст все четыре свои фабрики в стране и сократит бизнес. Холдинг Ingka Group (владеет IKEA) вскоре заявил, что пока не видит условий для возвращения в РФ, но надеется, что в будущем это все-таки произойдет.
Сначала IKEA объявила распродажу для сотрудников, затем в онлайн-формате — для всех желающих. Однако в ночь на 5 июля сайт компании упал и не работает до сих пор. Между тем на маркетплейсах выставляют товары из IKEA по завышенным ценам. К примеру, один продавец предлагает мягкую игрушку — акулу — за 18 тыс. руб. На сайте компании ее можно заказать за 1,5 тыс. руб.
Некоторые клиенты IKEA захотят разбогатеть на продаже дефицитных товаров компании, допускает доктор экономических наук, проректор РАНХиГС Андрей Марголин. В разговоре с НТВ он заявил, что в теории покупатели действительно могут стать спекулянтами. В России, по мнению экономиста, достаточное количество людей обладают «предпринимательской жилкой».
Андрей Марголин: «Это вполне рабочая гипотеза. Локальная спекуляция в теории возможна. Другое дело, что нам с вами сложно будет этому помешать».
Вместо того чтобы пытаться остановить отдельно взятых недобросовестных граждан, эксперт советует подумать о том, насколько быстро удастся заместить ушедшую IKEA. По словам экономиста, у России есть все возможности для того, чтобы справиться с этой задачей эффективно.
Андрей Марголин: «Либо нам нужно будет организовать свое производство, либо наладить параллельный импорт. У нас проблема не в лесе, лес — наше богатство. Проблема в поиске оборудования для деревообработки. Но я думаю, что наши отечественные компании смогут все успешно создать и заместить. Кроме того, может быть, на наш рынок придут белорусские компании, добившиеся весьма серьезных результатов в производстве мебели».
В Госдуме к возможному наплыву спекулянтов с товарами из IKEA отнеслись более спокойно. Замглавы думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов сказал НТВ, что такой сценарий маловероятен. По его мнению, люди любили IKEA «не за суперзамечательные товары, а за возможность прийти и комплексно, с удобством закупиться».
Артём Кирьянов: «Если изделия компании резко подорожают, их никто не купит. Лично я бы не стал покупать все то же самое, но по цене в два раза выше».
Успех IKEA депутат связывает с капитализацией собственного бренда, хотя компания объединяет множество предприятий. Вполне вероятно, говорит парламентарий, что в самом ближайшем будущем «те, кто сотрудничал с IKEA и производил для нее товары, выйдут из тени и скажут: „Мы тот самый бренд, который IKEA использовала!“»
Артём Кирьянов: «Эти компании, возможно, сообщат, что раньше старались для IKEA, а теперь будут для нас. Может, даже скидки на свою продукцию распространят. И никто не будет упрекать их или наказывать за использование связи с IKEA для своего продвижения, что раньше было недопустимо».