Найти тему

«Дворцовая» мебель гениального Гамбса.

Санкт – Петербург. Мастерская И. Отта и Г. Гамбса, токарный мастер И. Фай по проекту В. Бренны. 1794г. Павловск.
Санкт – Петербург. Мастерская И. Отта и Г. Гамбса, токарный мастер И. Фай по проекту В. Бренны. 1794г. Павловск.

Открываем новую рубрику нашего канала – интересные факты в истории мебели. Начинаем наш рассказа с удивительного немецкого мебельщика Генриха Гамбса.

Петербург конца ХVIII века привлекал изысканностью вкуса русской императрицы многих творческих и активных людей со всей Европы. Важно отметить, что интерес к мебельному ремеслу и к мебели как искусству пробуждается в России именно в годы правления Екатерины Великой, благодаря которой дворцы наполнились прекрасными мебельными предметами.

Исторические факты.

Генрих Гамбс приехал в Петербурге в 1790 году. Он прибыл в столицу с последним транспортом мебели Давида Рентгена, в мастерской которого обучался во второй половине 1780-х годов. В марте 1795 года открыл на Фонтанке, мебельную мастерскую, средства для создания которой ему предоставил австрийский купец Ионафан Отт. В ноябре того же года мастер открывает свой собственный магазин в центре столицы, на Невском проспекте.

Гамбс создает бюро в духе времени, но интереса к мебели не получает со стороны дворцовых господ. В начале нового столетия он украсил бюро бронзой, вмонтировал в цоколь сложный механизм с выдвигающимся креслом, добавил новые музыкальные барабаны.

Прошло совсем немного времени, и в интерьерах императорских дворцов и загородных резиденций появились изящные столики, шкафы, комоды, бюро и каминные экраны из красного дерева, искусно декорированные слоновой костью, золочёной бронзой, вышивкой и камеями.

Санкт – Петербург. Мастерская Г. Гамбса. Около 1800г. 
Красное дерево, фанеровка; бронза, литье, золочение; латунь
Санкт – Петербург. Мастерская Г. Гамбса. Около 1800г. Красное дерево, фанеровка; бронза, литье, золочение; латунь

В изделиях Гамбса приемы декора, характерные для французских предметов (фарфоровые плакетки в духе Веджвуда, золоченые бронзовые детали), органично соединились с полихромностью и полиматериальностью, ставшими характерной чертой русской мебели конца ХVIII – начала ХIХ века.

Именно с его мастерской следует связывать появление в конце 1790-х годов тех удивительных предметов из красного дерева с латунью, которые составляли особенность столичной мебели и вошли в историю искусства как мебель в «стиле жакоб».

В разное время мастерская Гамбса изготовляла предметы меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца.

-3
Санкт – Петербург. Мастерская Г. Гамбса, по проекту А.Н. Воронихина. 1805-1810 
Красное дерево, черное дерево, фанеровка; бронза, латунь, литье, золочение, патинирование; латунь, инкрустация; вышивка крестом по канве.
Санкт – Петербург. Мастерская Г. Гамбса, по проекту А.Н. Воронихина. 1805-1810 Красное дерево, черное дерево, фанеровка; бронза, латунь, литье, золочение, патинирование; латунь, инкрустация; вышивка крестом по канве.

Что такое «гамбсова» мебель?

Мебель, которая выпущена в мастерской Генриха Гамбса, так и подражающую ей. Подражатели должны были сочетать исключительную выразительность и высокое качество исполнения.

Мебель отличается изысканностью, высоким качеством и высокой стоимостью. В производстве используется дорогие сорта древесины, бронзовые детали в форме «кариатид» и «египетских головок», которые украшают мебель.

-5

Интересные факты.

О произведениях мастера Гамбса слышали даже те, кто совершенно не интересуется антикварной мебелью. А всё благодаря Ильфу, Петрову и их удивительной истории о драгоценностях, скрытых в одном из предметов «гамбского гарнитура».

-6

Н.В. Гоголь упоминает гамбсову мебель в романе «Мёртвые души», говоря о причинах нечестного наживания денег: «Ведь всякий из нас чем-нибудь попользуется: тот казенным лесом, тот экономическими суммами, тот крадёт у детей своих ради какой-нибудь приезжей актрисы, тот у крестьян ради мебелей Гамбса или кареты. Что ж делать, если завелось так много всяких заманок на свете?»

В неоконченной повести А.С. Пушкина «Мы проводили вечер на даче» перед нами предстаёт «Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах»; в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» П.П. Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь».

Все эти факты еще раз подтверждают популярность мебели мастерской Гамбса. Ее обладатели точно были люди богатые и с хорошим вкусом. Наряду с предметом мебели приобреталось ещё и ощущение высшей формы эстетического исполнения, комфорта, моды и престижа.

Наши дни.

Сегодня антикварную мебель от Гамбса можно увидеть в музейных коллекциях и частных собраниях, старинных дворцах и усадьбах. Иногда мебель мастерской Гамбса можно купить на аукционах.

В фонде дерева и мебели Исторического музея хранится прекрасная коллекция мебели из мастерской Генриха Гамбса, где был создан легендарный гарнитур мадам Петуховой.