Прыжки с трамплина.
Хорошо, когда есть от чего отталкиваться. Когда есть хороший задел, та база, которая поможет, не даст оступиться, поддержит при падении. Но опыт показывает, что удачный сиквел в киноискусстве - больше миф, чем правда. И такие шедевры, как "Терминатор 2", это скорее исключение, чем правило...
Сиквел изрядно прогремевшего в свое время фильма "Блэйд" не заставил себя долго ждать. На смену Стивену Норрингтону пришел несомненно талантливый режиссер Гильермо дель Торо. Он решил, как всегда, все сделать по-своему. И у него получилось.
Так вышло, что после окончания первого фильма в Сан-Франциско поголовье вампиров стало резко стремится к нулю. Тогда главный герой устремляет свой взор на восток, на заснеженные просторы далекой России. Когда в начале второго фильма зритель видит трамвай, появляется неосознанное ожидание того, что действие будет происходить на родине великого Октября. Но грустный голос за кадром сообщает нам, что, дескать, это Прага, что в незалежней Чешской республике. А жаль... Блэйд разыскивает своего недоубитого в первом фильме учителя, чье полу-вампирское, полу-человеческое тело кровососы перевозят, как переходящий вымпел победителя соцсоревнований, из города в город, из страны в страну. В этом нелегком труде Дневному Бродяге помогает его помощник в исполнении Нормана Ридуса. Но у кровососов кроме серийного истребителя Блэйда - ходит, понимаешь, и истребляет, истребляет, - есть еще одна серьезная беда. Завелись в Праге злобные лысые уроды со скользкими мордами, раскладывающимися как пассатижи, которые пьют кровь, да вот только не людей, а уже самих вампиров. Тут вампирам и пришла в их головы мысль взять в союзники ранее злейшего врага - Блэйда, вместе с его помощником и хромым стариканом Вистлером, да и прихлопнуть вражину в лице неуловимого лысого каннибала Джареда Номака, первого среди кровососов 2.0...
Гильермо дель Торо не зря носит звание мастера визуализации. Все его творения представляют гармоничный коктейль из типажей, декораций и выверенных мелочей, от которого приятно кружится голова и появляется ощущения глубокого морального удовлетворения. "Блэйд 2" не стал исключением. Он внес в киноискусство такую вещь, как "неоготический вампиризм". После предельно реалистичного вампирского сообщества Сан-Франциско окопавшиеся в старушке Праге (признанной готической столице Европы) вампиры с некоторой стороны выглядят немного архаично. Но эта архаичность, столь аккуратно и тонко добавленная в фильм, заставляет играть фильм новыми, досель невиданными красками. Со стороны вампирского сообщества наиболее ярко представлен "знаменитый" вампирский "спецназ". Команда, долго тренированная на противодействие самому Дневному Бродяге, после некоторых противоречий вступает с ним в коалицию. Каждый боец в ней харизматичен до того предела, за которым уже начинается китч. Особенно радует в роли вампира Рэйнхарда неподражаемый Рон Перлман. Да и остальные кровососы весьма и весьма. Даже не успевший особо поиграть Донни Йен в роли вампирского каратиста Снеговика смотрится великолепно, не говоря уже о таких типажах, как Лайтхаммер или Жнец...
Так любимый дель Торо сплав CG и грима делает все представление незабываемо красивым. Скользкие морды отвратительны, но натуралистичны до предела, кровавость кровава, взрывы и перестрелки ярки, как новогодние игрушки. В рукопашных схватках бойцы нечеловечески ловки, гибки и подвижны, в крупных планах клыки не выглядят пластмассовыми, а раны - приклеенными. Все на высоте. Подземелья гнетущи, канализация мерзка, обиталище главного вампира - отточенный гибрид хайтека и средневековья, пункты приема донорской крови - отвратительно пугающи. Все просто великолепно. К сожалению, режиссеру не дали развернуться в полную силу, и много весьма и весьма аппетитных моментов можно увидеть только в авторской версии. Из них стоит выделить больше всего один - комната, куда заходит наследница вампирского престола Ниса в поисках "потрошителей" в ночном клубе. Комната, плохо освещенная и темная, полна печатных машинок. Казалось, что такого, но умноженное на нагнетенную атмосферу и общий стиль фильма, зрелище будоражит.
Полет фантазии сценариста и режиссера неудержим. В фильме есть все, что чисто физически можно было впихнуть в фильм о вампирах. И пусть он далек от комикса-первоисточника, художественной ценности в нем больше, чем в иной дословной экранизации. Порой кажется, что нельзя превзойти первый, пилотный фильм франчайза. Это не так. Можно. Можно еще как. Нет в этом ничего невероятного. Сложного - уйма, но не невероятного... И Гильермо дель Торо смог. Смог в своей, безупречно отточенной, манере черного сказочника. Так, как смог бы только он.
Прыжок с трамплина складывается из двух частей - из самого трамплина и собственно прыжка. В случае "Блэйда 2" трамплин оказался выше всяких похвал. Но и прыжок должен был быть хорош. Прыжок обеспечивался двумя факторами - прыгуном, который показал себя мастером экстра-класса, и разбегом. Разбегом было и ожидание фанатами второй части саги, и желание многих людей создать творение, достойное гордого имени героя.
И все у них получилось. Номер удался.
Прыжок взял планку, до которой раньше никто не допрыгивал. И в этой весовой категории вряд ли кто уже допрыгнет...
Права на данную рецензию принадлежат superhero.su