Найти в Дзене

Особняк Коробкова на Пятницкой

Особняк Коробкова на Пятницкой
Особняк Коробкова на Пятницкой

Лиловая жемчужина Замоскворечья

Современный облик особняк получил в результате перестройки в 1896 г. по проекту тогда еще малоизвестного молодого архитектора Льва Кекушева. Он был приглашён купцом Трифоном Коробковым и его супругой.

Архитектор оформил здание эклектично, что характерно для его раннего творчества. Он заимствовал элементы рококо, викторианского и неогреческого стилей.

У строения появились флигель с башенкой, богатая лепнина, новый парадный вход и живописная ограда. Башенка, гребень и форма окон относятся к более позднему стилю – модерну, который впоследствии станет ведущим в работах архитектора.

Особняк Коробкова. Башенка и окна в стиле модерн
Особняк Коробкова. Башенка и окна в стиле модерн

Какая была реакция москвичей на причудливый дом?

В прессе особняк называли одним из лучших творений зодчего: «...с одной стороны...оригинальная башенка, напоминающая купеческий сундук с крышкой…», «...это модерн и это Кекушев, который смело ломает симметрию и обожает разновеликие окна".»

Фотография перестроенного дома была опубликована в журнале «Зодчий».

Особняк Коробкова. Журнал "Зодчий" 1897 г. Фото взято из свободных источников
Особняк Коробкова. Журнал "Зодчий" 1897 г. Фото взято из свободных источников

Что известно о хозяине дома? Купец Трифон Коробков был известным в Москве предпринимателем, владел собственным бумажным производством и кирпичным заводом, занимался садоводством. Также он увлекался искусством, поддерживал молодых художников, как и его великие современники меценаты: Морозов, Мамонтов, Третьяков.

Искусством интересовались и дети Коробкова. Дочь увлекалась театром, поступила в театр Вахтангова, а сын занимался живописью и был членом объединения молодых художников «Свободное творчество».

О чём говорят символы декора дома?

Особняк Коробкова. Вензель
Особняк Коробкова. Вензель

На вензеле размещен кадуцей (жезл с крыльями, переплетённый змеями по бокам) – это атрибут Меркурия, бога торговли. Знак говорит о том, что хозяин дома был преуспевающим промышленником. Интересно, что кадуцей изображен зажжённым. Горящий кадуцей – символ стремления к искусству, просвещению.

Символическое значение кариатид – «поддерживать равновесие» в доме.

Особняк Коробкова. Кариатиды
Особняк Коробкова. Кариатиды

Как появились львы?

Особняк Коробкова. Маски львов на башенке
Особняк Коробкова. Маски львов на башенке

Лев Кекушев оставил на доме свои «автографы». Если внимательно присмотреться, то на башенке особняка можно увидеть маски львов, а на фасаде – грифоны с львиными мордами.

Особняк Коробкова. Грифоны с львиными мордами
Особняк Коробкова. Грифоны с львиными мордами

«Автографы» зодчего можно найти и в других его работах.

Маскароны, кариатиды и их тайна. Кто эта женщина?

Особняк Коробкова. Маскарон
Особняк Коробкова. Маскарон

Однажды писатель и публицист Владимир Гиляровский познакомил семью Коробковых с молодым художником Александром Герасимовым. Купец заказал ему портрет своей красавицы-жены Ольги Коробковой. Работа художника была высоко оценена хозяином дома. Можно найти сходство портрета с лицами кариатид и лицами на маскаронах.

Портрет Ольги Коробковой. Художник А. Герасимов. Фото портрета взято из свободных источников
Портрет Ольги Коробковой. Художник А. Герасимов. Фото портрета взято из свободных источников

Впоследствии Герасимов часто гостил летом в загородном доме купца. Там художник написал ещё несколько работ по заказу хозяина дома.

Какой была дальнейшая судьба жемчужины Замоскворечья?

После революции 1917 года в особняке располагался детский дом и столовая помощи голодающим, потом строение перешло в ведение академии наук (здесь жили два президента академии наук). С 1960-х годов в доме находилось посольство Танзании. В 2013 году посольство переехало, и в особняке на Пятницкой началась реставрация.

В настоящее время особняк Коробковой, служебный флигель и ограда признаны объектами культурного наследия федерального значения.

Адрес: Москва, ул. Пятницкая, д. 33, стр. 1