"Европротокол" – это по сути извещение страховщика о ДТП, которое оформляется самими участниками аварии, без привлечения ГИБДД. По идее такая опция должна ускорять процедуру, поскольку нет необходимости ждать инспектора. Плюс в этом случае разгружается трафик, так как водители могут быстрее освобождать проезжую часть.
В каком случае можно оформить? Во-первых, в ДТП должны участвовать только две машины, принадлежащие физлицам. Во-вторых, кроме имущественного, никакого другого вреда быть не должно. Если пострадало имущество третьих лиц, дорожная инфраструктура, или, не дай бог, чье-то здоровье, прибегнуть к "упрощенке" не получится. В-третьих, у обоих участников должны быть действительные полисы ОСАГО (или "Зеленая карта"), дающие право управлять именно той машиной, на которой не посчастливилось попасть в аварию.
Суммы выплат. Они могут составлять максимальные для ОСАГО 400 тысяч рублей. Но для этого у участников аварии не должно быть разногласий по поводу виновника ДТП и повреждений, авария должна быть зарегистрирована при помощи системы ГЛОНАСС или специальной программы, тщательным образом сфотографирована, а снимки переданы страховщикам при помощи приложений для смартфонов.
Если разногласия есть, сумма не превысит 100 тысяч рублей. Так же, как и в случае, если фотографии не уйдут страховщикам.
Если разногласия есть, а фото нет, то сумма и вовсе может составить ноль рублей ноль копеек.
Срок действия. Пять рабочих дней, до истечения которых потерпевший должен обратиться в свою страховую компанию.
Где получить бланк. У страхового агента, который продал вам полис ОСАГО. Можно просто зайти в страховую и попросить бланк. Или же скачать на официальных сайтах органов власти (например, тут) и распечатать в нужном количестве (лучше иметь минимум два – себе и своему визави). В крайнем случае, можно попытаться "стрельнуть" у проезжающих мимо автомобилистов.
Прежде чем приступать к заполнению бланка, вспомните о правилах дорожного движения: включить аварийку, выставить знак аварийной остановки, ночью и в условиях плохой видимости надеть специальную светоотражающую жилетку. Приблизительно оценив масштаб произошедшего, лучше сразу нажать на кнопку SOS системы ЭРА-ГЛОНАСС и рассказать оператору о самом факте ДТП и месте происшествия. Так информация поступит страховщикам. Это важно сделать не позднее, чем через 10 минут после происшествия. После этого поищите свидетелей и запишите их контакты. Сделайте снимки ДТП, лишним не будет. После этого можно идти знакомиться с противоположной стороной.
Для того, чтобы в принципе начать разговор о "Европротоколе" (если никто не пострадал и участников только двое), должно быть соблюдено очень важное условие – у всех участников должны быть действующие полисы ОСАГО. Так что не стесняйтесь – проверяйте их наличие и срок действия на сайтах автостраховщиков или через приложение. Если страховки нет, придется вызывать полицию, если есть – переходим к следующему этапу.
Прикидываем, кто прав, кто виноват, есть ли на этот счет разногласия, и во сколько может встать ремонт. Важно понимать, что если сумма ущерба превысит максимально положенные к возмещению 400 тысяч рублей, то потерпевший может через суд взыскать с виновника недостающее. С признанием им своей вины, зафиксированным в протоколе, сделать это будет, конечно, проще. Так что лучше не торопиться и во всяком случае не брать все на себя ради экономии времени. Нелишне будет связаться с дилером и узнать, сколько по последним расценкам будет стоить ремонт, хотя бы примерно.
Если разногласий нет, а ущерб не превышает ста тысяч рублей, можно заполнить бланк и разъехаться. Но если разногласия есть или существуют подозрения, что ста тысяч будет недостаточно, то возникает два варианта. Если в месте ДТП порядок с мобильным интернетом, то лучше оформить все через приложение (об этом ниже). Если же с информационно-телекоммуникационной сетью беда, то вызываем ГИБДД.
Предположим, что все складывается удачно, ущерб небольшой, согласие есть. Тогда можно заполнять бланк.
На что обратить внимание. Если вы получили бланк от агента, то это самокопирующийся документ – пишем на верхнем слое так, чтобы четко отпечатывалось на нижнем. Когда закончите, разделите документ и заберете свою часть, с точки зрения бюрократии они равнозначны, но этикет гласит, что "оригинал" остается у потерпевшей стороны.
Если бланки распечатаны из интернета, то повозиться придется соответственно в два раза дольше, чтобы у каждого была своя бумага.
В документе будет фигурировать автомобиль "А" и автомобиль "Б", кто какой "возьмет" – неважно, главное четко описать, что произошло.
Пишем шариковой ручкой, так надежнее (помним и возим с собой). Пишем разборчиво, лучше большими буквами. Если вдруг будут исправления, то их придется удостоверять подписями и надписью "исправленному верить".
Образец. Наверху извещения – "шапка", куда вписываются адрес места ДТП, дата, время и информация о свидетелях. Дальше бланк разделяется на левую сторону для транспортного средства "А" и правую для машины "Б" (помним, что мы уже договорились с оппонентом кто есть кто и не путаемся).
Заполняем каждый свою часть: сведения о машине, водителе, правах, страховщике и страховке, стрелкой указываем место первоначального удара ТС. В графе 9 подробно перечисляем повреждения вашей машины. Если места не хватает, делаем пометку о том, что дальнейшее описание будет на оборотной стороне извещения и продолжаем на ней (каждый водитель заполняет ее сам, важно не перепутать в случае с самокопирующимся бланком).
В 10-й графе пишется, кого водитель считает виновником. Соответственно, если разногласий нет, то эти графы на обеих сторонах бланка не должны противоречить друг другу. Если разногласия есть, то по "Европротоколу" получить больше ста тысяч не получится и придется отправлять страховщикам фото происшествия через мобильное приложение.
На бланке есть центральная колонка – "Обстоятельства", в которой каждому со своей стороны предлагается отметить галочкой то, что произошло, выбрав из 21-й типовой ситуации или предложив свою в графе "Иное". В конце этой части нужно написать, сколько окошечек было заполнено.
Далее идет место для зарисовки схемы аварии с названием улиц, направлением движения, разметкой, светофорами и знаками. Если места мало – указываем, что схема будет на отдельном листе, рисуем схему и оба ее подписываем.
После того, как разобрались с "художествами", ставим на лицевом листе подписи и переходим к оборотной стороне (у каждого своя). Здесь в свободной форме описываем, что случилось, и указываем (если есть) разногласия. Не оставляем пустых мест – перечеркиваем их. Ставим дату и подпись (оппоненту ваш оборот подписывать не нужно, как и вам чужой). Проверяем правильность заполнения обоих экземпляров.
Вроде все. Если вопросы остаются – не стесняемся звонить и уточнять у страховой.
Через приложение. Как мы писали в начале, если интернет работает нормально, сумма ущерба превышает 100 тысяч или есть разногласия, лучше использовать приложение.
Раньше их было два. Первое – "ДТП. Европротокол" позволяет проверять полисы, отправлять фото страховщикам (через автоматизированную информационную систему ОСАГО) и подтверждать место происшествия, но не является аналогом извещения страховых компаний о ДТП.
Соответственно, одной этой программы для получения выплат недостаточно, это скорее дополнение к бумажному варианту. Его полноценной заменой является "Помощник ОСАГО", которое позволяет все оформить в электронном виде. Кроме того, различия между ними в том, что для использования последнего у обоих участников должны быть авторизованные аккаунты на "Госуслугах", а в случае с "ДТП. Европротокол" достаточно только одного.
До недавнего времени оформление при помощи "Помощника ОСАГО" проводилось на одном смартфоне, второй участник на своем гаджете только подтверждал согласие с внесенными данными – обмен информацией происходит через "Госуслуги": считываем QR-код с первого смартфона, получаем на "Госуслугах" личное извещение, проверяем информацию, жмем кнопку "Подписать", получаем регистрационный номер ДТП.
Но весной 2022 года, во-первых, появилась возможность одновременно вносить данные с двух смартфонов в "Помощнике ОСАГО" (хотя можно и по старинке обходиться одним), а во-вторых, такой функционал в своих приложениях начали внедрять страховые компании. Открываем приложение и просто следуем инструкциям. Фото можно подгружать из галереи смартфона, но лучше снимать при помощи приложения, так что сначала проводим съемку, а уже потом освобождаем проезжую часть.
Кстати, схему ДТП все же придется зарисовать и уж потом ее фото подгрузить через приложение (так что ручку все же берите с собой на всякий случай).
В принципе, эти сервисы можно использовать и в качестве замены "ДТП. Европротокол" просто для отправки фото страховщикам. Но по большому счету это целесообразно, если вам по каким-то причинам ближе все же бумажный вариант оформления извещения.
При использовании электронной процедуры на то, чтобы поставить страховщиков в известность об аварии отводится час, но ведь мы уже нажимали на кнопку "ЭРЫ – ГЛОНАСС" в самом начале, так что теперь, если что, можно не торопиться – это условие мы соблюли в любом случае.
В течение пяти дней пострадавший должен обратиться в свою страховую компанию, чтобы подать заявление о возмещении и предоставить автомобиль на осмотр. Среди других документов, которые понадобятся: паспорт, водительское удостоверение, документы о праве собственности на машину, банковские реквизиты, если хотите получить возмещение деньгами.
Виновнику тоже можно зайти в свою страховую, чтобы отдать бумажное извещение. Хотя можно (но необязательно) отправить его и по почте. Лучше делать это заказным письмом с уведомлением о доставке.
Обоим без письменного согласия страховой нельзя начинать ремонт машины раньше, чем через 15 дней после аварии. Виновника тоже могут вызвать на экспертизу транспортного средства в течение пяти дней.
В результате пострадавшему должны или выплатить сумму понесенного ущерба, или направить его машину на ремонт за счет страховщика. Решение должно быть принято в течение 20 дней, на ремонт отводится не больше 30 дней.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.