Найти в Дзене
Народное ополчение

Оружие ополчения. Несостоявшаяся вундервафля Кутузова

Всем привет! С вами снова рубрика #оружиеополчения! В этот раз мы немного отвлечемся от Второй мировой войны и заглянем в прошлое еще глубже, а точнее в 1812 год. А темой будет несостоявшееся оружие русской армии.
Весной 1812 года немецкий математик, инженер и изобретатель Франц Леппих обратился к русскому посланнику в Штутгарте с предложением построить для русского правительства в целом и русской армии в частности управляемый воздушный шар. Близость войны с Францией уже чувствовалась, поэтому предложение тридцатисемилетнего немца оказалось как нельзя кстати.
О предложении Леппиха государю императору Александру сообщил тайный советник короля Вюртембергского Алопеус. По его словам, данное изобретение «должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые оным воспользуются». Изобретение являло собой управляемый «аэростатический шар», который «вмещать в себе будет должное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для остановки и истребления величайших армий». Воздушные шары у

Всем привет! С вами снова рубрика #оружиеополчения! В этот раз мы немного отвлечемся от Второй мировой войны и заглянем в прошлое еще глубже, а точнее в 1812 год. А темой будет несостоявшееся оружие русской армии.

Весной 1812 года немецкий математик, инженер и изобретатель Франц Леппих обратился к русскому посланнику в Штутгарте с предложением построить для русского правительства в целом и русской армии в частности управляемый воздушный шар. Близость войны с Францией уже чувствовалась, поэтому предложение тридцатисемилетнего немца оказалось как нельзя кстати.
О предложении Леппиха государю императору Александру сообщил тайный советник короля Вюртембергского Алопеус. По его словам, данное изобретение «должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые оным воспользуются». Изобретение являло собой управляемый «аэростатический шар», который «вмещать в себе будет должное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для остановки и истребления величайших армий».

Чертеж "летательного аппарата" Леппиха
Чертеж "летательного аппарата" Леппиха

Воздушные шары уже использовались для нужд армии – так, в 1794 году в битве при Мобеже, над полем сражения висел привязной аэростат, с которого французы вели наблюдение за противником. В 1795 году во французском Медоне была основана школа воздухоплавания, успешно ликвидированная Наполеоном, не придававшем значения воздухоплаванию.

Но мы отвлеклись. У Леппиха, кроме желания заработать на своём изобретении, были и личные счеты к Бонапарту – император обозвал его мошенником, выгнал взашей из своего дворца и выслал из Франции. В родной Пруссии власти скептически отнеслись к проектам изобретателя (а возможно, что и денег просто не нашлось).
Александр попросил Аполеуса прислать инженера в Москву для сооружения опытного экземпляра.
В России покровительство немецкому изобретателю оказал московский генерал-губернатор граф Фёдор Васильевич Ростопчин. По его ходатайству Леппиху (в бумагах инженерного ведомства его обозвали почему-то Шмидтом – видимо, чтоб никто не догадался) выделили из казны, по разным данным от 170 до 320 тысяч рублей – гигантская сумма, на эти деньги можно было построить и вооружить трехпалубный линкор. В мае 1812 года изобретатель начал постройку своей «летающей галеры» на специально отгороженной и тщательно охраняемой площадке в парке подмосковного села Воронцово, на даче Репнина. Из столицы выписали в помощь немцу кузнецов, а всего над диковинным летательным аппаратом трудилось 150 человек – плотники, кузнецы и швеи.

Объемное изображение аппарата Леппиха. Современная реконструкция
Объемное изображение аппарата Леппиха. Современная реконструкция

В основе своего летающего корабля Леппих видел механизм птичьего полета. Гигантские крылья, закрепленные на корпусе, должны были управлять направлением полёта.
К началу августа, когда была готова оболочка объемом порядка десяти тысяч кубических метров, приступили к ее наполнению водородом. Швы были предварительно, с особой тщательностью, заделаны, а материя пропитана лаком. Длина оболочки равнялась 57 м, максимальный диаметр – 16 м. Крепилась она при помощи сетки к жесткому обручу, который опоясывал ее по периметру. К обручу на деревянных подкосах подвешивалась гондола (с жестким килем и четырнадцатью шпангоутами) размерами 19,8 на 9,9 метров.
Однако, общие результаты работы порадовать не могли – гондола была слишком тяжелой, а полной герметичности оболочки достигнуть не удалось – она постоянно травила газ. В итоге «летучий корабль» с двумя людьми на борту смог лишь медленно подняться на 10-12 метров и через несколько секунд опуститься обратно.
Действо в Воронцово заинтересовало самого Кутузова – за четыре дня до Бородинского сражения он отправляет письмо, пытаясь узнать о возможности боевого использования «еростата».
В письме к императору Леппих сообщал, что «еростат» дважды поднимался в воздух и жаловался на поломки «рессор» и низкое качество водорода. По словам изобретателя, это не позволило посадить гребцов в гондолу – вследствие чего до ставки Кутузова долететь не удалось.

После оставления Москвы мастерская Леппиха была переведена сначала во Владимир, потом В Нижний Новгород и в итоге, к концу октября, осела в Ораниенбауме. Там, под недремлющим оком любимца императора графа Алексея Андреевича Аракчеева, немец пытался продолжить строительство, но…
Всего Леппих обещал построить для Российской империи 40 воздушных кораблей, каждый из которых смог бы поднимать в воздух до 40 человек и 12000 фунтов груза. Чудо инженерной мысли планировалось вооружить пороховыми фугасами (их планировалось сбрасывать через люки в палубе гондолы) и ракетами образца 1807 года массой 13-20 килограмм, калибра 12-20 см и дальностью 2700 м (Ракеты. На водородном дирижабле. Ракеты. Самоубийцы эти немцы…).

Действительно, из донесений генерал-майора Дмитрий Фёдоровича Вындомского, следует, что Леппих «делал несколько раз опыты и поднимался на привязях не свыше 5-ти или 6-ти сажен от земли, но лететь против направления ветра не мог».
В итоге всем стало ясно, что проект нежизнеспособен, да и война с Наполеоном успешно завершалась. Интерес к работам Леппиха окончательно угас. Выделенные средства списали в убытки. В 1814 году Леппих был выслан обратно в Штутгарт, а его проект признан шарлатанством.

Испытание аппарата Леппиха в Ораниенбауме в 1813 году. Рисунок Л.М.Вяткина
Испытание аппарата Леппиха в Ораниенбауме в 1813 году. Рисунок Л.М.Вяткина

На родине инженер купил себе поместье (видать не все пустил на строительство дирижабля, явно что-то где-то «сэкономил» (ну, или «сэкономиздел»)) и продолжил изобретать. За пять лет он смог запатентовать гвозди особой формы (в 1818 году) и машину для обработки ногтей. В 1819 году Леппих внезапно продает свое поместье соседям и уезжает в закат. Закат находился, предположительно в Австрии. Больше его никто не видел.
Тем не менее, изобретение Леппиха явилось первым в мире дирижаблем полужесткой конструкции – следующий такой аппарат поднимется в воздух только через 90 лет во Франции. Также стоит отметить, что он также являлся первым в мире летательными аппаратом обтекаемой и вытянутой по направлению полета формы. Ну, и разумеется, это был самый крупный аппарат в мире на момент постройки.

#оружиеополчения #1812