Найти в Дзене
Art Witch

Воинственная женственность: образ Афины

Древнегреческая богиня мудрости и военной тактики Афина была одним из божеств на Олимпе. От ее имени происходит название главного древнегреческого полиса – Афины, который сейчас является столицей современной Греции. Почему же женщина стала покровительницей военных искусств? Рождение Афины Миф о рождении Афины связан с Зевсом. Он, согласно легендам, сохраненным древнегреческими поэтами, проглотил свою первую жену Метиду, богиню премудрости, когда та была беременна. Такой поступок объясняется не любовью к каннибализму, а страхом будущего – мойры предсказали, что рожденный сын свергнет Зевса с олимпийского трона. После этого поступка его мучили сильнейшие головные боли. Гефест ударил бога топором по голове, и в результате из головы Зевса появилась богиня Афина. Картину на этот редкий сюжет написал французский художник XVIII века. В его эпоху был в моде стиль рококо, для которого характерна любовь к воздушным драпировкам, нежным цветам и романтическим образам. Именно поэтому Зевс изобра
Оглавление

Древнегреческая богиня мудрости и военной тактики Афина была одним из божеств на Олимпе. От ее имени происходит название главного древнегреческого полиса Афины, который сейчас является столицей современной Греции. Почему же женщина стала покровительницей военных искусств?

Рождение Афины

Миф о рождении Афины связан с Зевсом. Он, согласно легендам, сохраненным древнегреческими поэтами, проглотил свою первую жену Метиду, богиню премудрости, когда та была беременна. Такой поступок объясняется не любовью к каннибализму, а страхом будущего – мойры предсказали, что рожденный сын свергнет Зевса с олимпийского трона. После этого поступка его мучили сильнейшие головные боли. Гефест ударил бога топором по голове, и в результате из головы Зевса появилась богиня Афина.

Рене-Атуан Уасс. Рождение Афины. 1680-е гг.
Рене-Атуан Уасс. Рождение Афины. 1680-е гг.

Картину на этот редкий сюжет написал французский художник XVIII века. В его эпоху был в моде стиль рококо, для которого характерна любовь к воздушным драпировкам, нежным цветам и романтическим образам. Именно поэтому Зевс изображен не с искаженным страданием лицом, а мирно спящим. Общий колорит картины основан на сочетании голубого и розового цвета, что придает сцене фантазийное настроение.

Афина – покровительница Полиса

Парфенон. V век до нашей эры.
Парфенон. V век до нашей эры.

Афине посвящен главный храм Древней Греции, который в современном мире является эталоном античной архитектуры. Иктин, зодчий, проектировавший его, учел все особенности человеческого зрения и сделал колонны разного размера – угловые колонны толще всех остальных, чтобы создать иллюзию того, что все они абсолютно одинаковы.

Афина Джустиниани. V-VI век до нашей эры.
Афина Джустиниани. V-VI век до нашей эры.

Скульптура Афины Джустиниани, названной так в честь коллекционера, у которого она хранилась, была найдена в XVII веке. Это древнеримская копия с греческой статуи Афины Паллады, главного изображения этой богини. В Древнем Риме богиню переименуют в Минерву, но ее внешний облик останется неизменным: традиционно она изображалась в шлеме, доспехах, символах своей воинственности, а у ее ног змея, олицетворяющая мудрость и бесконечное возрождение.

Дева-воительница

В более позднем европейском искусстве художников интересовала соединение в Афине женского начала, целомудренного и нежного, и воинственностью ее натуры. Во всех картинах Афину неизменно изображали в шлеме, чтобы подчеркнуть ее отличие от других богинь, к примеру Афродиты или Геры, покровительниц любви и семейного очага.

Хендрик де Клерк. Суд Париса. 1600-е гг.
Хендрик де Клерк. Суд Париса. 1600-е гг.

Фламандский художник-маньерист Хендрик де Клерк обратился в своей картине к мифу о суде Париса, благодаря которому появилось яблоко раздора. Три богини, Афина, полуобнаженная, но неизменно в шлеме, Гера, сидящая рядом с ней, и Афродита в легких драпировках не смогли решить, кому достанется яблоко с надписью «Прекраснейшей», принесенной на пир богиней ссор Эридой. Рассудить этот непростой вопрос было поручено Парису, троянскому царевичу. Богини должны были явиться ему обнаженными, но, чтобы склонить юношу свою сторону, они начали обещать ему разные выгоды: Гера предложила ему владеть всей Азией, Афина – военные победы, а Афродита – любовь той женщины, которую он выберет. Парис отдал награду Афродите. Богиня описала ему неземную красоту Елены Прекрасной, дочери Троянского царя, и потом, из-за похищения девушки началась Троянская война, но это уже совсем другая история.

Чаще художников интересуют не последствия суда Париса, а сам момент пасторальной сцены, дающей возможность изобразить трех прекрасных женщин полуобнаженными.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1639 г.
Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1639 г.

В картине Питера Пауля Рубенса на тот же сюжет Афина – самая левая из богинь. Ее можно опознать по сове, которая заменяет собой змею и тоже символизирует мудрость. В полотне ее пластика единственная выражает смущение и неловкость, особенно ярко это считывается в сравнении с Афродитой, стоящей рядом – богиня красоты спокойно демонстрирует свою прекрасную фигуру Парису, давая юноше любоваться совершенством плоти. Как знаток античности, художник подчеркивает главное отличие Афины от двух других богинь – ее целомудрие, которое не позволяет ей слишком откровенно показывать себя, даже когда речь идет о такой важной награде, как титул «Прекраснейшая».

Якопо Тинторетто. Минерва прогоняет Марса от Мира и Процветания. 1577 г.
Якопо Тинторетто. Минерва прогоняет Марса от Мира и Процветания. 1577 г.

Интересно полотно Титнторетто, которое раскрывает тему взаимоотношений Минервы и Марса. Богиня покровительствовала именно военной мудрости, стратегии и тактике, а Марс (Арес в Древней Греции), олицетворял собою смертоносные сражения и силу. Картина-аллегория итальянского художника иллюстрирует идею, что мудрость в военном деле помогает сохранить хрупкий мир и процветания стран, защищая государства от необдуманных войн.

Лавиния Фонтана. Одевающаяся Афина. 1613 года
Лавиния Фонтана. Одевающаяся Афина. 1613 года

Необычно трактует образ Афины итальянская художница Лавиния Фонтана. Она изображает богиню абсолютно обнаженной и беззащитной, что противоречит ее роли покровительницы войны. Интимный момент одевания тоже довольно нетипичен для презентации божества. Женщина акцентирует внимание на нежной природе Афины, поэтому в силуэте Афины преобладают мягкие, плавные линии. Образ богини, созданный Лавинией Фонтаной, напоен лирической красотой и любованием, а обычный ее атрибут, шлем, кажется забавной игрушкой в руках ребенка.

Северная Минерва

В русском искусстве образ Афины-Минервы прочно связан с Екатериной II. С помощью такого сравнения придворные поэты прославляли мудрость императрицы, что ей явно очень льстило, поэтому она заказала художникам портреты, где представала в образе античной богини.

Стефано Торелли. Екатерина II в образе Минервы. 1770 г.
Стефано Торелли. Екатерина II в образе Минервы. 1770 г.

Венецианец Стефано Торелли, работавший в России, создал полотно, где императрица будто бы становится жительницей Олимпа, триумфально шествуя в среди купидонов. Слева от нее – аллегории войны и мира, напоминающие об удачных русско-турецких военных кампаниях, которые проводились по инициативе правительницы. Конечно, Екатерину Великую невозможно было изображать полуобнаженной, поэтому на ней платье из летящих тканей. Голову украшает шлем с роскошными красными перьями – именно по этому элементу и определяется прототип ее образа. У ее ног сидит сова, как символ бесконечной мудрости матушки-императрицы.

Якопо Амигони. Петр I с Минервой. 1732-1734 гг.
Якопо Амигони. Петр I с Минервой. 1732-1734 гг.

Однако Екатерина не была первой правительницей в России, обратившейся к образу Минервы. За тридцать лет до ее восшествия на престол, богиня уже была символом воинских побед державы. На некоторых парадных портретах Петра I она предстает его верной спутницей, напоминая о триумфе в Северной войне.

Итоги

Конечно, образ Афины не был так популярен в искусстве, как образ Афродиты. Сложное сочетание воинственности, но при этом женственности и мудрости уравновешивало стремление к разрушениям Ареса, бога непримиримой войны, именно поэтому ее существование было так важно для греческого пантеона.

Художников интересовало именно единение в Афине двух начал, женского и мужского, и при этом абсолютное целомудрие девы-воительницы. Единственным полотном, где подчеркивается нежность и хрупкость богини, ее женская природа стало «Афина одевающаяся» Лавинии Фонтаны. На русской почве, где античное наследие не играло такой роли в искусстве, как в Европе, которая считала себя наследницей древней цивилизации, Минерва-Афина тем не менее стала олицетворением триумфальных побед Российской империи.

На моем канале Вы сможете найти и другие статьи, посвященные необычным темам в изобразительном искусстве, и картинам, которые оказываются гораздо сложнее, чем просто любование обнаженными телами и внешней красотой. Не забудьте подписаться!