Как архитекторы смогли получить право проектирования без конкурса? Кто создавал изначальный облик станции #метро , и почему его не одобрили? Чему посвящено оформление "Краснопресненской"? Что изображено на золотых барельефах? Правда ли, что их созданием занимался вчерашний студент? А также - куда пропали фигуры Ленина и Сталина из торца станции? И что находится на их месте сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Строительный сериал
Станция "Краснопресненская", наряду с "Киевской", завершила Кольцевую линию Московского метро в 1954 году. С проектированием вышла запутанная #история . О ней я подробно расскажу, когда будем исследовать "Киевскую" Арбатско-Покровской линии. Однако немного упомянуть об этом стоит и здесь. Авторы итогового проекта "Краснопресненской" изначально должны были создавать вышеупомянутую платформу на Арбатско-Покровской линии. Виктор Егерев, Игорь Покровский, Михаил Константинов и Феликс Новиков разработали облик в стиле новгородского зодчества, с преобладанием красного цвета. В конкурсе, который отнял много времени, а также сил, они победили.
Однако, когда уже требовалось приступить к работам, на архитекторов обрушилось неприятное известие: их утверждённый проект "Киевской" отклонили без объяснения причин. Инициатива принадлежала Н.С. Хрущёву. Облик "Краснопресненской" на тот момент планировали воплощали по эскизам Каро Алабяна. Ему также принадлежала идея круглого наземного вестибюля. Такого больше не было ни у одной станции на Кольцевой линии. А вот сама платформа снова чем-то не угодила Н.С. Хрущёву. На просмотре макета он предложил поднять руку тем, кому проект нравился. Рука Никиты Сергеевича при этом осталась неподвижной. Естественно, что остальные члены сопровождавшей его группы не рискнули поднимать свои.
Работать над созданием "Краснопресненской" в итоге предложили архитекторам, у которых не так давно отобрали проект "Киевской". Случай интересный, так как их действительно спрашивали, хотят ли они заняться этой станцией. Получив ответ, что в этот раз никакого конкурса не будет, Егерев, Покровский, Константинов и Новиков согласились участвовать. Любопытно, что в официальной литературе тех лет (например, книге "Московский метрополитен" К.С. Рыжкова 1954 года указано, что конкурс проходил). Оформление "Краснопресненской" посвятили революционным событиям 1905 и 1917 годов.
Декор от недавнего студента
Конструктивно станция была типовой для Кольцевой линии, то есть пилонной глубокого заложения. Она расположилась в 35,5 метрах под землёй. Рядом находились пруды Московского зоопарка (остатки реки Пресни), поэтому нельзя было делать платформу на маленькой глубине. Основным цветом оформления станции стал красный. Мрамором этого оттенка отделали пилоны чуть выше, чем до середины. Далее следовал светлый мрамор, который постепенно переходил в отштукатуренные белые своды.
На них расположили золотые барельефы на революционную тематику. 8 их них были посвящены событиям 1905 года в Москве и Петербурге, 6 - борьбе пролетариата в 1917-м. Например, здесь изображены "Кровавое воскресенье", "залп с крейсера "Аврора", "девушки "Трёхгорной мануфактуры" - участницы восстания" и др. Для этих элементов декора проводили отдельный конкурс. Интересно, что соревнование было анонимным. То есть проверяющая комиссия во главе с известным художником Павлом Кориным не знала, чьи работы оценивает. В итоге неожиданную победу одержал вчерашний студент Николай Щербаков, который совсем недавно только поступил в аспирантуру. К проекту он привлёк и своих друзей-однокурсников.
Авторству Щербакова также принадлежала скульптурная композиция в торце платформы. Статуи В.И. Ленина и И.В. Сталина хоть и не имели прямого отношения к событиям 1905 и 1917 годов, но прочно ассоциировались в головах народа с революцией. К тому же, каждая станция Кольцевой линии обязательно имела вождя народов в качестве элемента декора, в том или ином виде. По бокам от скульптур поставили два красивых торшера.
Неоднозначные изменения
В качестве основного освещения на "Краснопресненской" использовали массивные бронзовые люстры с шестью плафонами. Они располагаются и в центральном зале, и над боковыми платформами. Путевые стены облицованы светлым мрамором. Изначально покрытие пола на боковых платформах было асфальтовым. Позже его заменили на тёмный гранит. В центральном же зале этот материал использовали изначально. Там сделали пол в виде гранитной ковровой дорожки красного и чёрного цветов с серыми вставками. Завершили оформление мраморными скамейками. Сначала они стояли около каждого пилона. С годами их стало намного меньше.
Интересно, что архитекторы станции во время работ посещали Краснопресненский райком партии, чтобы встретиться с непосредственными участниками революционных событий и узнать их мнение о декоре "Краснопресненской". В целом рабочие остались довольны. Не понравилась им только скульптура Ленина и Сталина. Они считали, что там нужно установить монумент какому-то реальному участнику событий. Естественно, прямым текстом они так не сказали. А выразили свои мысли несколько завуалировано. Однако их поняли.
В любом случае, скульптура И.В. Сталина простояла в торце станции недолго. Уже в 1956 году её убрали в свете развенчания культа личности. Владимир Ильич остался в одиночестве. Но и его к 1972 году не стало. Торец станции использовали для строительства перехода на "Баррикадную". Об этом есть воспоминания Феликса Новикова. Он рассказывал, что получил от своего друга открытку с надписью (процитирую): "Фель! Я бы много дал, чтобы вернуть нашей станции прежний вид. Этот засранец Стрелков (автор станции «Баррикадная» – Ф.Н.) сделал из нее переход с ужасными магазинными светильниками".
Как видите, сегодня мы восхищаемся работами архитектора Стрелкова ("Новослободская", "Китай-город", "Авиамоторная" и др.). Однако не все его коллеги были такого же мнения. С годами оказалось, что переход - не самое страшное, что могло случиться. Несколько лет назад в торце "Краснопресненской" разместили общественный туалет. Вот такие превращения.
Пресня будет Красной
К счастью, на этом утраты станции завершились. Правда в 1990-х, помимо скамеек, ещё убрали люстру в наземном вестибюле. Но в целом это не так уж и много. В начале того же десятилетия станцию хотели переименовать. Своё название, "Краснопресненская", она получила в честь улицы.
Она до 1918 года называлась просто Пресней, по когда-то протекавшей рядом реке. Но потом улице придали революционный окрас, чтобы отразить происходившие здесь события. После распада СССР станции хотели вернуть историческое название местности - "Пресня". Но в итоге делать этого не стали.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!