Продолжаю рассказ об имени Бога Отца.
Произносили ли имя Яхве во времена Маккавеев во II столетии до н.э. так же, как в эпоху Моисея или в дни Соломона, мы не можем сказать точно. Постепенно иврит вышел из повседневного употребления, и таким образом первоначальное произношение имени Бога в конце концов забылось.
Чтобы произношение еврейского языка в целом не было утеряно, иудейские ученые второй половины I тысячелетия нашей эры придумали систему точек, чтобы ими изображать отсутствующие гласные, и в еврейской Библии их добавляли к согласным. В течение полутора тысяч лет записывали как гласные, так и согласные, и благодаря этому произношение того времени сохранилось. Когда доходили до имени Бога, то вместо постановки к нему правильных знаков гласных в большинстве случаев ставили другие знаки гласных, чтобы напомнить читателю, что следует произносить эпитет, скажем, Адонаи, а не подлинное имя.
Никто не может сказать точно, когда именно ортодоксальные иудеи настоящее имя Творца заменили титулами-эвфемизмами «Бог» и «Суверенный Господь». Некоторые считают, что оно вышло из обихода еще задолго до Иисуса. Но есть веские доказательства, что первосвященник продолжал произносить его на религиозных службах в Храме — в частности в день Очищения — вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году. Значит, когда Иисус был на земле, произношение Божьего имени было известно, хотя, возможно, оно не употреблялось часто.
Почему иудеи совсем перестали упоминать вслух имя Яхве? Отчасти из-за неправильного толкования третьей заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Она не запрещала называть имя Бога вообще. Как бы иначе древние служители Всевышнего, например Давид, так свободно употребляли его? И почему Творец объявил Свое имя Моисею и повелел ему объяснить иудеям, Кто его послал? (Пс. 17:2-4; Исх. 6:2-8). Но главная причина, видимо, в другом. За века в иудейском религиозном культе развилась и воцарилась неумная и опасная тенденция доводить разумные заповеди Всевышнего до абсурда (пример — хотя бы та же суббота). Запрет произносить имя Творца всуе превратился в запрет упоминать его вообще. Определенным образом на иудеев повлияла и греческая философия, так как воздействию эллинизма потомки Иакова подвергались три века. Даже великий законоучитель Филон из Александрии находился под влиянием Платона, которого считал вдохновленным Богом. Он объединил термины и идеи эллинской философии с еврейским культом и учил, что Всевышнего невозможно определить и, стало быть, назвать.
Ессены, самаряне, терапевты, зелоты, фарисеи, саддукеи, первохристиане, после них — гностики разделяли эти взгляды, хотя и по иным причинам. Имя Господа — самое мощное оружие против демонов, и его нельзя знать непосвященным. В наши дни затабуированное личное имя Яхве и замена его титулами делает текст Библии труднопонимаемым. Часто встречаемое «Господь есть Бог» — явная тавтология, «Яхве есть Бог» таковой не является. Эвфемизмы приводят к нелепым фразам, порой вызывают путаницу. Приведу лишь один пример: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Кто кому говорит? В оригинале никакой невнятицы нет: «Сказал Яхве Господу моему» (то есть Помазаннику).
Ну, и какие же эвфемизмы придумали для того, чтобы избежать наименование Яхве, изворотливые иудейские цадики-мудрецы? Пусть нас не смущает тот факт, что многие такие термины появились в древнейшей книге Библии – «Бытие». Дело в том, что Ветхий Завет в том виде, в котором мы его знаем, был записан Ездрой в VI веке до н.э., когда имя Бога было уже табуировано.
Три термина на иврите переводятся как Бог.
Эль – собственно «бог», подобно «баалу» у палестинских народов.
Элохим – множественное число от Эль, что вызывает ярые споры у теологов и библиеведов, а многими считается признаком раннего многобожия у предков иудеев, только впоследствии перешедшего в монотеизм.
Адон (позднее Адонаи) – Господь, Всевышний.
Личное имя – Яхве; его избегали. Слово равнозначно древнееврейскому «быть». Это более широкое значение, чем «существовать», более точно: «активно присутствовать». Яхве (Исх. 3:3-16) – Бог, активно присутствующий со своими людьми. Яхве, Бог отцов наших (Быт. 3:6;13;15;16).
Эль Шаддай – Бог Горний (Быт. 17:1 и далее) в смысле Небесный. Эль Элохим – Бог Вставший (Быт. 14:18). Эль Рои – Бог Всевидящий (Быт. 16:13). Эль Олам – Бог Вечный (Быт. 21:33). Эль Бетел – Бог Бетеля (Быт. 31:13). Эль Элохе Израель – Бог, Бог Израиля (Быт. 33:20).
Существует также огромный ряд эпитетов. Святой (Нав. 24:19; Ис. 5:16); Святой Израиля (Ис. 1:4); Бог, Чье Имя Ревностный (показывает Его страстную любовь к людям) – (Быт. 34-14); Господь воинов – имеется в виду воинства божественной природы, то есть Всемогущий (Иер. 32:186-23); Истинный, живой (Иер. 10:10); Высокий (Мих. 6:6); Награждающий (Иер. 51:56); Творец (Ис.40:28); Судия (Быт. 18:25); Царь (Иер. 10:7); Бог всей плоти (Чис. 16:22; Иер. 32:27); Бог Иудеев (Быт. 5:3); Бог Израиля (Нав. 24:2); Бог Иакова (Чис. 81:4).
Некоторые эпитеты обозначают Яхве как Бога индивидуумов: Камень – скала (Быт. 17: 1-7; Втор. 32); Пастырь (Пс.23:1); Щит, крепость (Пс. 18:2); Свет (Пс. 27:1); Сила (Пс. 28:7); Убежище (Пс.37-39); Солнце (Пс. 84-11); Отец (Пс. 89:26; Ис. 63:16); Мать-птица (Пс. 91:4; Ис. 31:5); Помощь (Пс. 115:9); Тень (Пс. 121:5); Часть (Пс. 142: 5); Песня (Ис. 12:2); Освободитель (Ис. 41:14); Воитель (Ис. 42:13); Горшечник (Ис.45:9); Супруг (Ис. 54:5); Источник (Иер. 2:13); Роса (Иос. 14:5); Лев, Леопард, Медведь (Иос. 13: 7-8).
Куда меньше, чем об Отце, мирянам известно о Духе Святом, поэтому я поведаю о нем чуть более подробно, не ограничиваясь только именем, в следующем выпуске.
Теперь же давайте послушаем молитву «Авину Малкейну» («Наш Отец, наш Царь»), посвященную Всевышнему, на иврите.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-obraz-boga-khristos-kak-istorichesk/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.