Найти в Дзене

«Дьявол» Лев Толстой. Третий лишний?

Оглавление

Есть ли твердая почва меж плотской и духовной трясинами?

Объем: 63 страницы

С самого детства мы привыкли созерцать Льва Толстого в образе ветхозаветного старца, умудрено глядящего в мирно дремлющий класс из под пышных седых бровей и напрочь лишенного своей нижней мужской части. Тем не менее, Толстой был не только великим Писателем, признанным современниками (что случается с великими писателями не часто), но и вполне себе обычным человеком мужского пола, и да — даже молодым человеком мужского пола без атрибутики старика, постигшего дзен.

Однако, как бы ловко Толстой не лавировал в своих произведениях между чувствами и мыслями Персонажей, на мой взгляд, для себя самого он так и не отыскал равновесия между собственными эмоциональными устремлениями и духовным началом. И для него опыт страстного желания по-христиански исключал наличие платонического интереса, что и создает мучительное разделение на животное и духовное, порождает объект желаний и субъект платонической любви, которые по какой-то дьявольский несправедливости не могут оказаться сосредоточены на одной конкретной женщине.

Повесть «Дьявол» склонны считать автобиографической, но лично мне не импонирует такой подход. Если бы Писатели просто издавали истории из своей жизни, как это принято делать в вечерних ток-шоу (а сюжет «Дьявола» будто списан с Малаховских эфиров - ну или наоборот), не стремясь наполнить их смыслом и осмысленностью, книга бы устарела вместе с желтыми газетами, бесконечно полоскающими личную жизнь Толстого. Но эта повесть вовсе не восклицание, а скорее вопрос. Вопрос актуальный до сих пор. И поиск ответа на него, как и 100 лет назад, задача для самостоятельной работы.

Полигамное животное и русская православная церковь

Бесконечное осмысление греховности, как библейского понятия, составляет основное наполнение книги, когда самый ничтожный, давний, нелепый грешок вдруг спустя время догоняет человека и поглощает его целиком и полностью, ломая судьбы всех вокруг. Маленького проступка нет, и искупить грех невозможно. Так по Толстому действует дьявол: то по-приятельски подталкивающий приличного женатого человека к разврату, то призывно машущий руками какой-нибудь симпатичной малообразованной бабенки.

Борьба, а Евгений действительно вступает в борьбу с грехом, чем доводит ситуацию прям до адских температурных показателей, приводит Толстого к этической развилке, совершенно созвучной его религиозным представлениям о морали. Конечно, без выстрела не обойтись, но убить нужно дьявола, а не его невинную жертву. А поскольку Писатель до конца и сам не определился в ком из двух любовников засел злоумышленник, концовок тоже будет две — правда, по смыслу они будут совершенно одинаковые.

Не уверена, что так задумывалось изначально (повесть издана после смерти Толстого), но 2 вариации позволяют расширить область трактовок и понять, над какой дилеммой мучительно размышлял Писатель, выбирая, в ком же сосредоточена вся похоть мира, и может ли ответственность быть разделена на двоих.

Конечно, в повести, где есть дьявол, находится и ангел, но он скорее определяет необходимость силовой развязки, поскольку без репутационных потерь этот узел уже развязать невозможно. И в моменте, когда женщина может быть либо примерной женой и матерью, либо доступной и желанной любовницей возникает конфликт, потому что оказавшись между двух крайностей религиозного и светского воспитания, Евгений вынужден убить зверя, и Толстому кажется, что дьявол здесь все-таки не один.

Светские способы оправдания адюльтера

Текст Толстого хорош всегда, он погружает в себя и заставляет смотреть на окружающий мир глазами Персонажей, даже если конфликт раздут из ничего и организован, как видится всем второстепенным Героям, совершенно сумасшедшим человеком, у которого есть абсолютно все для счастливой размеренной жизни. Окружение Евгения (да и его любовницы) в курсе ситуации и не находят в ней ничего особенно греховного, вне зависимости от того грешил ли барин в прошлом, практикует ли адюльтер в настоящем, и планирует ли заниматься этим в будущем.

«…ее домашние брали у ней деньги и поощряли ее, и что представление о грехе, под влиянием денег и участия домашних, совсем уничтожилось»

«Ей казалось, что если люди завидуют, то, что она делает — хорошо»

«Просто для здоровья надо же - думал Евгений»

Тяжело быть самым нравственным на селе. В пространстве молчаливо одобряемого адюльтера, Евгений, вероятно, и правда немного сходит с ума. Ведь все эти люди (и богатые, и бедные), потворствующие греху, исправно посещают церковь и считают себя примерными христианами. Так что в толпе лицемеров сам дьявол оказывается по сути честнее и чище широкой общественности, с понимающей усмешкой глядящей на прелюбодеяние и ложь.

Также не могу не обратить внимание на прекрасный саркастичный текст и просто оставлю цитаты ниже:

«Как большинство вдов она питала к памяти покойника чувства благоговения, далеко не похожие на те, которые она имела к нему, пока он был жив»

«За кофеем как часто случалось шел тот особенный дамский разговор, в котором логической связи не было никакой, но который, очевидно, чем-то связывался, потому что шел беспрерывно»

Прекрасно, когда в таком маленьком объеме сказано так много. Каждый отыщет что-нибудь для себя: Малахов — убойный сюжет для прайм-тайма, духовник — моральный выбор. Ну а Вам просто приятного чтения!

Все рецензии в удобной для Вас соц сети: ВКонтакте! и в Инстаграмм!

#лев толстой дьявол #литература #рецензии на книги #классическая русская литература #саморазвитие #психология #воспитание #россия