На днях меня пригласили на концерт необычного коллектива, который объединил довольно-таки великовозрастных участников. Однако своим задором и энтузиазмом они могут дать фору многим молодым. «На пенсии творческая жизнь только начинается!» - шутливо участники рижского концертного сообщества «Ностальгия». Недавно они отметили свой первый «круглый» 10-летний юбилей.
Творческий адреналин
Название коллектива отражает его основной репертуар. Это и старинные романсы, и народные песни, и культовые произведения композиторов 30–50-х годов прошлого века, а также фрагменты из знаменитых оперетт.
- Вы знаете, многие из тех, кто уткнулся носом в телевизор, нам завидуют. Поэтому мы считаем, что находимся на правильном пути! - отметил с улыбкой солист «Ностальгии», а также председатель правления сообщества Владимир Михайлович Киселев.
- Что вам больше всего запомнилось за минувшие годы?
- Адреналин, который получаешь на сцене! Ну и, конечно же, аплодисменты восторженных зрителей. Каждый из нас с песней по жизни с ранних лет.
Скажем, сам я родом из Орла. Мои хлебосольные родители часто устраивали в доме вечеринки. Обязательной опцией было застольное пение.
Под гитару звучали и русские народные песни, и песен советских композиторов. Разумеется, весь этот репертуар я с детства знал наизусть. И сам принимал участие в наших домашних «выступлениях».
- Потом где-то учились вокалу?
- К сожалению, родителям даже в голову не приходило дать пацану музыкальное образование. Признаюсь, сокрушаюсь по сей день. Тем не менее всю жизнь я в художественной самодеятельности – в школе, техникуме, во время службы.
На смотре армейских частей мне единственному за участие в семи сольных номерах дали 10-дневный отпуск на родину.
А вершиной моего армейского вокального успеха стал кубинский «Марш 26 июля»: я тогда пел в сопровождении хора школы сержантского состава. Это было в заснеженном сибирском городе Томске, где я проходил службу. Далее был большой перерыв.
После окончания Мурманского высшего инженерно-морского училища я 25 лет отработал механиком на судах Латвийского морского пароходства. Но, к счастью, случай свел меня в Риге со знаменитым вокальным педагогом - заслуженной артисткой Латвийской ССР Евгенией Томгоровой.
Заслуженная артистка Латвийской ССР была примадонной легендарного Рижского государственного театра оперетты (к сожалению, ныне закрытого — Прим. редакции). Причем я тогда еще ходил в море.
С удовольствием занимался в студии Евгении Павловны. Для меня это были настоящие музыкальные университеты. В какой-то момент наступило время уходить на заслуженный отдых. Получается, именно на пенсии началась моя творческая жизнь.
Сидели по домам
- Как пережили пандемию?
- Конечно, тяжело было без выступлений, без любимой публики. Посмотрите (показывает): это программка одного из наших, увы, так и не состоявшихся концертов.
Хотел бы особенно отметить отрывки из оперетт. Эти номера зрители всегда принимают с огромным восторгом.
Причем каждый выход мы стараемся разнообразить сменой платьев, пиджаков, бабочек, платков, головных уборов, париков, тростей. Публике все это тоже очень нравится. Ты еще только-только подходишь к микрофонной стойке, а уже раздаются бурные аплодисменты!
Да, во время пандемии мы дружно сидели по домам. Однако верили, что рано или поздно вернемся на большую сцену.
Кто-то готовил нотный материал, кто-то заучивал тексты. А мы с женой Лёлей для исполнения одной народной песни изготовили настоящую грузинскую черкеску с газырями и папахой.
- Какие планы?
- Конечно, их немало. Но скажу также о насущном. Мечтаем найти тех, кто помог бы нам в решении двух самых актуальных проблем. Одна из них - чисто финансовая.
Снять помещение для концерта непросто. Это и аренда, и оплата звукооператора с аппаратурой. Кроме того, надо напечатать афиши, программки и т.д.
Одним словом, одни расходы. А мы ведь пенсионеры... «Ностальгия» - организация некоммерческая, так что мы не имеем право продавать билеты. У нас даже счета в банке нет.
Сейчас основным нашим концертмейстером является Юрий Каспер, блестящий пианист с консерваторским образованием. Мы его называем «человеком-оркестром».
Он же является и нашим художественным руководителем. Юрий живет в Вангажи. У него большая семья. Он с нами возится в основном из благотворительных побуждений.
Нужны головные микрофоны
- А вторая какая самая насущная проблема?
- Она связана с нашим репертуаром. Мы включаем в концерты дуэты и терцеты из оперетт. Эти номера с танцами подразумевают свободное перемещение по сцене.
Но все это проделывать с микрофонами в руках очень неудобно. А головные микрофоны для вокала дорогие. Может, кто-то из артистов-профи отдал бы нам свои бэушные микрофоны?
Честно говоря, была даже идея написать звездам первой величины - Льву Лещенко, Олегу Газманову или Александру Розенбауму. Вот только не знаем, как с ними связаться...
- Я удивился, как много артистов сплотила «Ностальгия»!
- Мы стараемся соизмерять собственные вокальные данные и исполняемый репертуар. Но, конечно, я очень рад, что в концертах «Ностальгии» принимали участие многие известные вокалисты и инструменталисты. Имена можно долго перечислять.
Отмечу буквально некоторых: сопрано Е. Шевченко, Д. Сусекле, М. Троц, Н. Рахманова, Л. Лютько, В. Лебедева, В. Гнатюк; баритон Л. Кострубин; тенор К. Сорокин; пианисты Г. Капелюшник, А. Рыжов, А. Скрин, А. Жёрдочкин; бард С. Степаненко; скрипачка И. Прудникова...
Слушал звёзд на балконе
Мы пообщались и с другими участниками коллектива. По словам солиста Леонтия Байкова, у деда по отцовской линии, Ивана Архиповича Байкова, было 8 детей. Вся эта родня со своими женами, мужьями и детьми часто, особенно в послевоенное время, общалась между собой.
- Мы собирались за столом, исполняли популярные песни. Кроме того, ставили пластинки с хитами (как сказали бы сегодня) того времени. Я тоже напевал.
Однажды муж моей крестной, Афанасий Семенович Лабзов, случайно меня услышал, после чего сказал матери, что у меня красивый голос. Мол, надо развивать.
Но, увы, на этом пожелании все и закончилось. Маме было просто не до этого. Накормить бы и одеть.
А уже с настоящим пением я впервые познакомился, когда в составе реставрационной бригады участвовал в ремонте Рижского театра оперетты. В то время мне было всего 16 лет. Я перешел в 9-й класс.
На время летних каникул отец через своего брата устроил меня подсобником к каменщикам и штукатурам. Когда артисты репетировали, то в паузах между работой я слушал их на балконе.
А первый мой личный творческий успех пришел в далеком 1969 году, когда я стал дипломантом 12-го фестиваля художественной самодеятельности политехникумов республик Прибалтики и Калининграда.
В последний раз был лауреатом в Риге в 2003 году - на 1-м международном фестивале старинного русского романса имени Анатолия Савченко.
- Сколько всего у «Ностальгии» солистов?
- Основных четыре: Ольга Боброва, Дагмара Сусекле, Владимир Киселев и я. Нашу четверку называют хребтом коллектива. Нас объединила примадонна Рижского театра оперетты Томгорова.
В разное время мы все прошли школу этого замечательного педагога. Я был принят в студию Евгении Павловны в 1967 году. Именно Томгорова, а впоследствии и концертмейстер Игорь Владимирович Бочарников на всю жизнь заложили любовь к песне и романсу.
До пандемии мы вели весьма активную концертную деятельность. Выступали в пансионате «Янтарный берег», санатории «Белоруссия», Балтийской международной академии, Рижской центральной библиотеке, Доме негосударственных организаций и т.д. За два года до первого локдауна провели 27 концертов! - с гордостью отметил Леонтий Иванович.
Творчество продлевает жизнь
- Мое увлечение пением тоже стало продолжением семейной традиции, - в свою очередь поведала солистка Ольга Ивановна Боброва. - Я родилась и выросла на Украине.
У нас даже был свой домашний струнный ансамбль. А моя тетя, прекрасная вышивальщица, во время работы исполняла песни. Они до сих пор звучат в моей душе.
В 1946 году я переехала в Ригу. После окончания рижский школы № 18 пошла в вокальную студию ДК ВЭФ. Потом начала работать на ВЭФе. Была принята в вокальную студию Дома культуры этого знаменитого завода.
В 1961 году поступила в РПИ на факультет радиотехники и электросвязи. Тем не менее все равно хотела заниматься творчеством. Поступила в музучилище имени Яниса Мединя.
И тут судьба свела меня и с замечательным педагогом Евгенией Павловной Томгоровой, и с прекрасным концертмейстером Любовью Соломоновной Свердловой.
Занятия проходили в вокальной студии ДК железнодорожников (ныне Дом Москвы — Прим. Редакции). Неоднократно участвовала в ежегодных городских и республиканских смотрах народного творчества, занимала призовые места. Была и солисткой оркестра русских народных инструментов «Садко».
Особо отмечу, что благодаря встрече с концертмейстером Игорем Владимировичем Бочарниковым у меня была чрезвычайно насыщенная совместная концертная деятельность - вплоть до его безвременного ухода.
Конечно, с огромной теплотой вспоминаю выступления с Романом Полисадовым, Эдуардом Чудаковым, Ниной Незнамовой и другими исполнителями.
Мы проводили невероятно интересные тематические концерты в зале Рижского исторического музея. Конечно, очень рада, что сейчас могу выступать в составе «Ностальгии». Уверена, что творчество продлевает жизнь!- подчеркнула Ольга Ивановна.
Из медика – в артистки
- Как я попала на сцену? - улыбнулась солистка Дагмара Сусекле. - Все просто. Я с детства бредила опереттой. Училась в Рижской самодеятельной балетной студии.
Танцевала в разных хореографических коллективах. Долгие годы занималась аэробикой. Тем не менее всегда обожала петь. Вокал все годы был у меня на первом месте.
25 лет выступала с пианистом оркестра Рижского театра оперетты Алфонсом Янцисом. Кстати, благодаря ему и попала в этот театр, причем буквально за три года до его закрытия. А в самой оперетте вокальный педагог Астра Креслиня сделала из меня Певицу с большой буквы.
Так что, уверена, мечтать надо. Если чего-то очень захотеть, то непременно добьешься. Так я из медика и попала в артистки. А потом, окончив Латвийский сельскохозяйственный университет, получила еще третью профессию - пищевого технолога.
К сожалению, пандемия вынудила всех нас сидеть дома. Но теперь, даст Бог, снова будут концерты. Ведь это - главный эликсир нашей молодости. Ну и здоровья, разумеется. Потому что выступление на сцене заставляет кровь бурлить! - улыбнулась Дагмара Сусекле.
Все фото из личного архива участников «Ностальгии»
Читайте другие материалы автора:
"Начинал брусчаточником": экс-рижанин о жизни в Исландии
Испанские деликатесы от Ольги Барминой из Барселоны
Была рижанкой, стала англичанкой
Галина Полищук: "Москва спасла меня от одиночества!»
«Москва всё время держит в напряжении!» - говорит рижанка Кристина Трукшан
Алла Сигалова отметила юбилей и написала книгу