Современная поэзия молодого поколения
Русская поэзия в 21-м веке. Какая она? Живёт ли она так, как завещали великие предки?
Предпосылки
Начало перехода к постмодерну и неоавангардизму я замечаю в поэзии первых футуристов.
Но пришёл некто Владимир Маяковский и напрочь сломал привычное понятие о поэзии: до него полагалось, что стихотворения ложатся на музыку, их можно пропеть, слог и стиль — высокие, философские, созерцательные.
Владимир Маяковский ввёл в стихи понятие агитации, рифмованного послания, причём художественность выражалась теперь в построении строчек стихотворения: получились «лесенки».
Лошадь
сказала,
взглянув на верблюда:
«Какая
гигантская
лошадь-ублюдок».
Верблюд же
вскричал:
«Да лошадь разве ты?!
Ты
просто-напросто —
верблюд недоразвитый».
И знал лишь
бог седобородый,
что это —
животные
разной породы.
На примере этого стихотворения видно: уже ни о каком высоком слоге и песенности не может идти и речи. Однако... Метафоры? Безусловно имеются. Посыл? Ещё какой.
Маяковский показал, как можно на простом языке донести мысль до читателя. Поэзия становилась, как это ни парадоксально звучит, прозаичной: без вот этих ваших «бряцать по лире вдохновенной».
Помимо Маяковского был ещё и Иосиф Бродский. И тут мы уже вплотную приблизились к современной поэзии, потому что со структурой стихотворения произошли невообразимые метаморфозы.
Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Всё разлетелось к чёрту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Чёрт! Всё не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадёжно,
как дай вам бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачёркиваю — уст!
На примере стихотворения Бродского видно, что в структуре появляются внутренние рифмы, рифмы на союзы, поэзия становится всё свободней и свободней. Прозаичность и одновременно метафоричность в виде «пломбы в пасти плавились от жажды» также присутствует.
Творчество Маяковского и Бродского дало толчок к развитию поэзии постмодерна и неоаванградизма в 21-м веке. Появляются новые имена.
Современная поэзия
С развитием интернета возник основной бум стихов: многие писатели, которые прежде творили «в стол», начали выставлять на всеобщее обозрение свои стихи.
Одним из самых ярких интернет-поэтов стала Вера Полозкова.
Возьмём её стихотворение:
И когда она говорит себе, что полгода живёт без драм,
Что худеет в неделю на килограмм,
Что много бегает по утрам и летает по вечерам,
И страсть как идёт незапамятным этим юбкам и свитерам,
Голос пеняет ей: «Маша, ты же мне обещала.
Квартира давно описана, ты её дочери завещала.
Они завтра приедут, а тут им ни холодка, ни пыли,
И даже ещё конфорочки не остыли.
Сядут помянуть, коньячок конфеткою заедая,
А ты смеёшься, как молодая.
Тебе же и так перед ними всегда неловко.
У тебя на носу новое зачатие, вообще-то, детсад, нулёвка.
Маша, ну хорош дурака валять.
Нам ещё тебя переоформлять».
Маша идёт к шкафам, вздыхая нетяжело.
Продевает руку свою
В крыло.
«Худеет в неделю на килограмм», «Маша, ну хорош дурака валять. Нам ещё тебя переоформлять» — каждая строчка о житейском. Прозаичность в стихотворении доходит до максимума.
В плане техники многие критики отмечали что-то похожее на ямб с рифмовкой, как в рубаях (тип стихотворения в восточной поэзии). Мы видим и что-то напоминающее «лесенку» от Маяковского, и прямоту Бродского. Поэзия стала простой, свободной и прямой.
Другой пример — Стефания Данилова.
И вот её стихотворение.
Ни горсть колёс, ни стопка коньяка
не в силах притянуть меня к мужчине.
Пойду и выйду замуж за сурка.
И буду жить с ним в полевой сурчине.
Бывает тёплым тело мужика,
покуда нож не извлечён из трупа.
Пойду и выйду замуж за сурка,
мы по огню, воде да медным трубам.
Ах, как звезда безжалостно ярка —
ведёт меня от фола и до фола.
Пойду и выйду замуж за сурка
и подниму самооценку с пола.
Хочу любви. Чтоб ночь была жарка.
А не букет из псевдонепоняток.
Пойду и выйду замуж за сурка
и нарожаю жирных сурканяток.
Чтоб не подохнуть тут до сорока
от полночи и полуодиночеств,
Пойду и выйду замуж за сурка.
А вы — все вы — завидуйте мне молча.
Модные молодёжные словечки — такие, как «горсть колёс», «от фола и до фола», что-то своё вроде «полуодиночеств» и «суркатянок», — создают атмосферу, понятную для молодых читателей. Метафоры поражают своей непредсказуемостью и прямотой, несмотря на переносное значение.
Справедливо будет отметить, что кто-то пишет и ближе к классическому стилю.
Правда, остаётся изюминка от неоавангарда и постмодерна. Как, к примеру, у Никиты Сафонова:
пока чёрное есть чёрное, и оно движимо отстранением цвета
(пока масса между событием и прошедшим собирается, явленная не языком)
может ли сохраниться сигнал цвета, припадающего к ночи бессилия
последние дни вне этого смысла, оставленности — окаменелости пешехода
на промежутках материи у кисти руки. Так, однажды
пока ты говоришь, что сон это лепесток космоса
вырванного наверх, ты так и продолжишь бодрствовать у края реки
т.е. остаётся следить: линий берега не видно, но край есть
проплывая сквозь лиственные заросли к остановке
о чём говорило это
(эти, также как и те, берега)
У Никиты Сафонова — что-то похожее на верлибр (свободной стих). Обратите внимание и на строфику: что-то от Маяковского, что-то Бродского. Также видно влияние популярной в наше время рэп-культуры, а именно склонность к смене ритма и большому количеству рифм, которые как бы пронизывают всё стихотворение.
Надо сказать, что сегодня перед поэтами поставлена сложная задача. Из-за избитости метафор, эпитетов и рифм за примерно 350 лет существования русской поэзии приходится идти на различного рода ухищрения, находить то, чего никто раньше не находил. И с каждым годом задача становится труднее. При этом нужно помнить и о правилах грамотной речи.
При всём этом, находясь в тисках между избитостью и абсурдностью, поэтичностью и прозаичностью, поэты нашего времени тяготеют к абсурдности, но прозаичности.
Ту же Веру Полозкову критики первое время хаяли: то метафора дурная, то ритм ужасный. Но вспомним Некрасова. О нём тоже в своё время критики отзывались нелестно, говоря о том, что его стихи написаны «топорным языком».
Это непонимание между критиками и поэтами будет вечным. Но важно одно: на каждого поэта найдётся свой читатель.
Александр Трошин