С чувством нескрываемой брезгливости читал Диван последнее время различные материалы на Дзене (хотя какой с местных спрос - у них пять ошибок в трёх словах, запятые наугад, память канарейки и кругозор улитки) и на спортивных порталах в разделах новостей. А вот тут спрос ввести бы неплохо, да некому. Все наперебой предавались воспоминаниям о героях былых времён, которые переходили из народной команды в газовый бакланат. Вспомнили Рукаку, вспомнили эксперта Володьку, вспомнили Погреба, приплели Бакаева. Под копирку запостили это всё в своих бложиках, радостно собирая клики и лайки. И делая вид, что до черта в футболе понимают, разбираются, а также с детства за "Спартак". Горько и смешно читать такое, горько и смешно. А ведь многие из этих авторов "спортивными журналистами" себя считают. Извините, что так грязно ругаемся.
Ну да ладно, поворчали - и хватит. Сегодня мы хотим вспомнить о легендарных и героических футболистах прошлого, которые покидали народную команду ради спасения болотных замарашек. И не просто спасения - они возрождали питерское недоразумение из пепла, приводя его к трофеям и встатию.
И для начала обратимся ко временам не столь давним, которые мы застали. Тем более что некоторые горе-авторы всё же вспомнили про Василия Кулькова - поедателя Марадоны, чемпиона Союза, двукратного чемпиона и обладателя Кубка и Суперкубка Португалии.
Да, надо понимать, что для спасения ""Зенита" "Спартак" всегда отдавал лучших. А не кого попало. Почти всегда безвозмездно.
Помните тот волшебный "Зенит" середины 90-х, на излёте второй эры Садырина? "Зенит", над которым ржала вся лига. "Зенит", который громили такие мощные коллективы, как "КАМАЗ-Чаллы", "Текстильщик", "Жемчужина" и "Балтика". А "Ростсельмаш" андреевский надирал им нижние полушария всухую по два раза за сезон. Угорая и глумясь. "Спартак", "Алания" и "Ротор" их вообще за соперников не считали. Это было сборище понурых заклёванных инвалидов, попадающих по мячу один раз из пяти. Пришедший на смену Садырину Бышовец застал там полный бардак и запустение, слив тренировочных методов в киевское "Динамо", да ещё и часть инвалидов слиняла вместе с предыдущим тренером. А Кульков незадолго до этого вернулся из Португалии. Уже старый и ломаный-переломаный. По которой причине не всегда проходил в состав. Но всё равно остававшийся одним из лучших в лиге, умевшим сыграть на любой позиции в защите. Однако ж состав у "Спартака" был такой, что можно было и отпустить Василия Сергеевича на поднятие питерского футбола. После слёзных просьб Бышовца прийти научить этих обмороков хотя бы в защите играть. Ну все и согласились. И Вася был добрый, и Олег Иванович не жадничал. Теперь, конечно, ни один болотный выползень не вспомнит гигантский вклад в завоевание Кульковым первого трофея "Зенита" в новейшей истории - Кубка России 98/99. За одно за это должны ноги мыть и воду пить до конца времён, ну да ладно - на фоне прочего это мелочи жизни. Суета сует.
Вернёмся ко временам настолько далёким, что никто из очевидцев и не дожил - ко временам Отечественной войны. Тогда эвакуированный "Зенит" тренировался в подмосковных Подлипках, лишаясь и влача в совершенно обескровленном состоянии. По данным официальных источников, к ним по весне "прибился" нападающий московского "Спартака" Сергей Сальников. Нет, внебрачным сыном Старостина он не был. Хотя похож.
Потрясающая формулировочка "прибился" скрывает за собой кабинетные игры спортивных чиновников, задумавших взбодрить переживших блокаду ленинградцев футбольным встатием - в составе "Зенита" Сальников выиграл Кубок СССР, забив в полуфинале "Спартаку" и в финале победный гол конюшне. После чего с таким же изяществом "отбился" от болотных замарашек и "прибился" обратно к народной команде. Это был первый трофей в истории "Зенита", отмечали его народными гуляниями с перекрытием улиц и парадом.
Стоит вспомнить и второй трофей в истории "Зенита" - победу в Чемпионате СССР 1984 года. Плюс там до финала Кубка Союза тоже дошли. Но ничего бы этого не было, если б на воротах не стоял легендарный Михаил Бирюков. Да, он тоже перешёл из "Спартака". Транзитом через "Амур", входивший в ВДСФО "Спартак". У Бескова тогда, в 80-х, Дасаев был. Ну и вообще команда приличная. А у "Зенита" только тьма и запустение, только слёзы и безысходность, только боль и ужас.
Вот и отпустили резервного вратаря на поиски встатия. Добрый был Константин Иванович - жалко ему стало болотных замарашек. Да и сам Бирюков играть хотел. В итоге даже у самого Дасаева один приз лучшему вратарю Союза отжал. И до самого развала Союза ворота "Зенита" защищал, а как карьеру закончил - тренировал вратарей.
К чему все эти малоизвестные факты в статье приведены? К тому, что никакой славной истории у "Зенита" не было и нет. Все их победы в XXI веке воняют газом, а три более-менее идущих в зачёт трофея им подарили Романцев, Бесков и Квашнин, спартаковские функционеры. Квашнин с переходом Сальникова на год так и натурально чуть ли не запихал. По доброте и из жалости. Наверное, не надо было этого делать - вон какое чудище-страшилище вымахало на пустом месте. Выкормили змеюку на груди. Ну да что уж теперь.
Так и хочется сказать, что никакого "Зенита" не существует, это Сальников Квашнину проспорил по синему движу, а потом шутка вышла из под контроля. Но на самом деле на эту тему даже шутить лень.