Музыка влияет на всё, что мы делаем.
Мы веселее крутим педали тренажера под энергичный хип-хоп, острее переживаем расставание под грустную эстрадную лирику, глубже погружаемся в размышления под тяжелый рок. Под воздействием музыки у нас вырабатывается дофамин – прямо как от вкусной еды или выполненной задачи.
Звуковые волны от музыки воздействуют на весь организм: меняют пульс, частоту и глубину дыхания, кровяное давление.
Уже доказала эффективность так называемая музыкотерапия – лечение психиатрических заболеваний при помощи различных мелодий. Активно изучается воздействие музыки на грудных и даже ещё не рождённых детей.
Как формируются наши музыкальные предпочтения?
Влияет ли музыка на характер, или наоборот, характер формирует музыкальный вкус? Есть ли у человека врожденные предпочтения или мы приобретаем их в социуме? Учёные нашли ответы на некоторые из этих вопросов.
Роберт Заторре из монреальского института неврологии провёл интересный эксперимент: опросил 19 добровольцев (10 женщин и 9 мужчин) об их музыкальных предпочтениях. После этого дал им послушать 60 песен, подключив их к МРТ.
Ученый выяснил, что человеку в среднем нужно около 30 секунд, чтобы понять, нравится ему трек или нет. Также он обнаружил, что понравившаяся песня активирует в мозге прилежащее ядро – зону мозга, отвечающую за удовольствие и разного рода зависимости.
Фраза: «Музыка – это наркотик» – буквально научный факт.
Прилежащее ядро у каждого человека особой формы, поэтому одна и та же песня может вызывать разные ассоциации. Но дело не только в физиологии мозга.
Второй важный фактор – психологические триггеры. В нашей памяти откладываются события и наше к ним отношение. Музыка может вызывать различные ассоциации в зависимости от опыта, который мы пережили слушая её.
Да-да, мы сейчас говорим о ностальгии.
«О, а помнишь как гуляли под дождём и слушали «Амбреллу»? Верни мне мой 2007-ой». И всё в таком духе.
Музыка – это социальный конструкт
Учёные сошлись во мнении, что у человека нет врождённых музыкальных предпочтений. Все наши представления о «приятных» и «неприятных» мелодиях на самом деле являются культурной надстройкой.
Джош Макдермотт из MIT доказал это, отправившись в глухие леса Амазонии. Там живёт племя Чимани – эти люди изолированы от цивилизации и никогда не слышали музыки в нашем привычном понимании.
Почти вся классическая и популярная музыка в мире основана на мелодии, гармонии, полифонии.
А у племени Чимани – нет. Они слушают и исполняют то, что наш мозг назвал бы какофонией – беспорядочным набором рандомных звуков.
Джош включил им западные произведения и попросил сравнить с местным фольклором. Туземцы ответили, что им нравится и то, и другое. При этом разницу в звучании они уловили. После этого Макдермотт попросил уже американцев оценить творчество Чимани – все, как один, плевались.
Мы слушаем то, к чему с самого детства привыкает наш мозг, но никакого врожденного вкуса у нас нет. То есть родись ты в племени Чимани – слушал бы сейчас свистящее шуршание и был бы доволен.
Средства музыкальной выразительности отчасти похожи на наши эмоции. Темп, ритм, сила и громкость соответствуют реакциям нашей нервной системы.
Казалось бы, всё просто: сангвиники и холерики должны любить быструю и громкую музыку, а флегматики и меланхолики – медленную и тихую. На деле всё часто выходит наоборот. Сама классификация темпераментов весьма условна – не бывает стопроцентных флегматиков или холериков. Люди с определенным типом темперамента нередко тянутся к противоположности.
Сангвиники отдыхают под медленные размеренные мотивы, а меланхолики погружаются в громкие и отрывистые композиции. Психологи объясняют это компенсацией недостающих эмоций.
Другой интересный вопрос – жанровая принадлежность. Осознанный вкус начинает формироваться в подростковом возрасте. Мы уже выяснили, что музыка это социальный конструкт, поэтому выбор жанров чаще всего обусловлен средой.
Проблемные подростки предпочитают агрессивные направления – рок, панк, хип-хоп. Эти жанры помогают молодым парням и девчонкам отстаивать свои границы. Это подростковая стратегия борьбы с тревогой – «мы против них». «Мы слушаем рок/рэп, потому что мы отличные ребята, а все остальные – не очень».
Более независимые и благополучные дети чаще всего не отдают предпочтения определенным жанрам. Они не используют музыку для «защиты границ», поэтому с удовольствием слушают классику, поп, джаз, электронщину или что угодно другое.
С возрастом предпочтения могут меняться или, наоборот, костенеть.
Тут играет роль открытость человека к новому опыт или, напротив, консерватизм.
Выходит, что характер влияет на выбор музыки. Но характер – штука подвижная, поэтому можно сказать, что и музыка в какой-то степени определяет наш характер.
Итак, получается, что наш плейлист это: пережитый опыт, влияние социума, культурный код, характер, темперамент, настроение и деятельность.
Расскажи в комментариях, какая музыка в твоём плейлисте, и как она там оказалась.