Аура ушедшей истории
У каждой страны свои предметы для гордости. Причем, не только нынешние, но и величаво уходящие в седые легенды. Вот, к примеру, румыны гордятся тем, что они истинные романы и у них есть великий и ужасный Дракула, который то ли вампир всех вампиров, то ли князь-колосажатель, гроза пришлых оккупантов. А чем Словакия хуже? Ну и что, что как большинство других древних государств, она появилась только в двадцатом веке, да и то, большей частью, на паях с ведущей тандем Чехией. У них тоже есть свои великие и ужасные персоны – например, рекордсменка Книги Гиннеса по локальным смертоубийствам – Эльжбета Батори, Кровавая графиня, стоять – бояться. А на деле она просто великая женщина.
Так считает режиссер, продюсер, глава кинокомпании Юрий Якубиско, которого кое-где страдающие комплексом небольших наций называют словацким Феллини. Судить об верности последнего утверждения нелегко, ибо, в отличие от дайверов кинематографа, я так глубоко не ныряю, и даже не сподобился посмотреть его самую знаменитую ленту – «Сижу на ветке, и мне хорошо». Живой классик выдал в своем последнем и самом успешном фильме версию, что живущая в шестнадцатом веке графиня была не самодурой, вроде российской Салтычихи, а умницей, красавицей, врачевательницей, музой живописца Караваджо и пала жертвой гнусных инсинуаций влюбленных в неё соседей. Которые подстроили смерть нескольких сотен девушек путем вспарывания животов и облыжно обвинили нашу героиню. Историю пишут победители.
А чтобы вывести костюмированную ленту на высокий европейский, а, может, даже американский уровень, на главные роли были приглашены известные массовому зрителю Матильды и Николаи. Британцы Анна Фрил («Области тьмы»), Винсент Риган («300 спартанцев»), Ганс Мэтисон («Шерлок Холмс»), Энтони Бирн («Ветер, который качает вереск») и итальянец Франко Неро («Крепкий орешек 2») забрали себе самое вкусное, оставив чешско-словацкому контингенту актеров роль сателлитов. Жестокий оскал капитализма, что поделаешь. Разумеется, слугам не полагаются вольницы господ, и «Батори» не отбила даже весьма скромный по буржуйским меркам бюджет в десять миллионов мировых фертингов. И даже честно сходивший в кинотеатры на национальный хит миллион словаков финансовое положение не изменил.
Хотя история ничем не хуже бесконечных интриг при дворе короля Артура или французско-итальянских аристократов голубых кровей и манер. Девушки красивы, мужчины элегантны. Сражения, гугеноты-католики и восточноевропейские ведьмы. Вечная молодость, купание в заполненных кровью ваннах. Парики, картины, замки, срытые временем. Конечно, для знающих историю Венгерского королевства чуть меньше, чем никак, абсолютно не важно, что знаменитый Караваджо там никогда не был, а Дьёрдь Турзо успешно плел свои политическо-коммерческие интриги. С изрядной долей вероятности можно сказать заветную фразу «Основано на реальных событиях», и этого вполне достаточно. Экзамен по истории Европы по этому материалу не сдавать.
Закаленным интернетовскими трэш-обзорами можно поёрничать над идеальными стоматологическими улыбками всех персонажей без исключения и минской чистотой ферм и дворцов. Но это уже избиение младенцев. Картина не собрала ни денег, ни фестивальных грамот, и главным достижением осталось чуть-чуть подретушированное пятнышко познаний в их истории средних и средненьких веков. И, конечно, двухчасовое лицезрение весьма симпатичной особы. Глядишь, иногда и удастся ввернуть имя Эльжбеты Батори в разговоре, прибавив несколько плюсиков в карму эрудированности. А побила ли графиня рекорд Книги Гиннеса или это байки пишущих историю победителей, дело десятое.
#Якубиско #словацкое кино #средние века #Анна Фрил #Риган