Интернет-конспект для подготовки к экзамену ГИМС для допуска к управлению парусным судном.
Курс судна, галс, лавировка, поворот оверштаг, поворот фордевинд, коровий оверштаг (статья будет дополняться).
Первоисточники: П.В. Власов. Наставление по управлению учебно-парусным судном "Крузенштерн"
Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку.
Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовожению.
Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах.
Углом ветра называют угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью яхты, отсчитанный от носа.
Острыми курсами считаются курсы, когда ветер дует в переднюю половину горизонта яхты, т. е. когда угол ветра острый.
Галс - Положение судна относительно ветра, когда ветер дует в борт судна.
Наветренная сторона – та, с которой дует ветер.
Подветренная сторона – сторона, противоположная наветренной (сторона, куда дует ветер).
Привестись к ветру (Heading up): пойти под более острым углом к направлению ветра, что приводит к ускорению лодки.
Привестись к ветру - повернуть нос яхты навстречу ветру.
Увалиться под ветер (Falling off): увеличить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью лодки, что приводит к замедлению хода.
Увалиться под ветер - отвернуть нос яхты от ветра, повернуть нос яхты по направлению ветра.
Ветер отходит - ветер изменяет направление относительно судна так, что угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра увеличивается.
Ветер заходит - ветер изменяет свое направление относительно судна так, что угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра уменьшается.
Лечь в дрейф - значит при остром курсе поставить паруса таким образом, чтобы яхта не имела хода вперед и оставалась почти на месте.
В зависимости от того, с какой стороны яхты дует ветер, различают курсы (или дрейф) правого и левого галса.
Яхта идет:
- правым галсом, если ветер дует в правый борт,
- левым галсом, если ветер дует в левый борт.
На курсе фордевинд (попутный ветер) галс определяется положением гика:
- если яхта несет грота-гик на левом борту, она идет правым галсом;
- если яхта несет грота-гик на правом борту, она идет левым галсом.
Названия курсов судна относительно ветра:
- Ле́вентик (фр. le vent) - ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому "левентик" не является курсом, правильно говорить "положение левентик".
- Фордеви́нд (нидерл. voor de wind), или по ветру - курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно "идёт полным ветром". Фордевинд — "попутный ветер".
- Га́лфвинд (нидерл. halve wind), или полветра — курс, при котором ветер дует в борт судна, т.е. угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°).
- Бакшта́г (нидерл. bakstag) — курс, образующий с направлением ветра угол 8 ... 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку.
Бейдеви́нд (нидерл. bij de wind), или на ветер — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов).
Лавировка по ветру
Прямо против ветра парусное судно идти не может, большинство парусных судов не может следовать курсу под углом меньше 45° к ветру. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветренной стороны, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
Сущность маневра заключается в том, чтобы, действуя рулем и парусами, заставить судно лечь на другой галс, перейдя через линию ветра носом.
Выполнение поворота можно разделить на 3 последовательных этапа:
- Судно приводится к ветру;
- Судно пересекает линию ветра;
- Судно уваливается до нужного курса.
Перед поворотом необходимо набрать скорость, которой хватило бы для завершения поворота (1й этап).
Когда паруса займут положение левентик (2й этап поворота) и перестанут двигать судно вперед, оно будет двигаться только по инерции, продолжая поворот в направлении, заданном рулем.
После того как судно пересечет носом линию ветра (3й этап) необходимо заставить его увалиться до нужного курса.
Поворот «оверштаг» с задним ходом
Если парусное судно с прямым вооружением не в состоянии сделать поворот «оверштаг» с переднего хода и, дойдя носом до линии ветра, обстенив фоковые паруса, теряет ход (будучи, например, сбито крупной волной) и затем, через короткий промежуток времени идет задним ходом, не переваливается на другой галс.
В тот момент, когда судно дошло до линии ветра носом и потеряло передний ход, следует переложить руль прямо, и, как будет видно, что судно получило хотя бы незначительный задний ход, положить руль на борт, противоположный тому, в каком направлении поворачивали руль в начале поворота (руль на ветер).
Неудавшийся поворот «оверштаг»
Если судно, не дойдя к линии ветра сбивается волной на старый галс. При таком положении судно утрачивает передний ход и находится в положении судна, вышедшего из ветра (левентик). Самым важным моментом при неудавшемся повороте — своевременно убедиться, что поворот не удается, прекратить бесполезную попытку сделать поворот и как можно скорее привести судно на прежний галс.
ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД
Поворот, при выполнении которого судно меняет галс, пересекая линию ветра кормой. Этот маневр можно разделить на 3 последовательных этапа:
- первый этап — судно уваливается до курса фордевинд,
- второй — судно пересекает линию ветра кормой,
- третий — судно начинает приводиться до нужного курса.
Наиболее ответственным является 2й этап поворота. На этом этапе все косые паруса переносят на другой галс, что в условиях свежего ветра является довольно сложной и ответственной задачей, при неаккуратном выполнении которой есть вероятность получить травмы или повредить судно. Опасность при выполнении поворота через фордевинд состоит в том, что паруса во время выполнения поворота не обезветриваются: в какой-то момент ветер оказывается с другой стороны грота и со всей своей мощью перебрасывает гик на другой борт, сметая все на своем пути.
Коровий оверштаг
Поворот при сильном попутном ветре, когда вместо поворота через фордевинд (пересечения линии ветра кормой), судно вначале приводится к бейдевинду, делает поворот оверштаг, и далее возвращается на фордевинд. Данный вид поворота позволяет существенно снизить риски недопустимых кренов, поломки рангоута и т.п.
#ГИМС #парус #яхтинг #экзамен #самообучение #права гимс #gims #море