Публицистика и особенности публицистического стиля

2,3K прочитали

Предыдущие две статьи были посвящены эссе и очерку — жанрам, относящимся в большей степени к публицистике, поэтому стоит разобраться с публицистическим стилем. Тем более публицистикой сейчас занимаются многие. «Зачем нужна вся эта теория?» — спросите вы. Ну, хотя бы затем, чтобы писать так, как вам нужно, а не как «само получилось».

Предыдущие две статьи были посвящены эссе и очерку — жанрам, относящимся в большей степени к публицистике, поэтому стоит разобраться с публицистическим стилем.

Что такое публицистика

Понятие публицистики довольно широкое и не сводится только к статьям в СМИ. Если коротко, то это все тексты, посвящённые актуальным проблемам общества. Слово «публицистика» не зря происходит от латинского publicus — общественный. Этот жанр не только связан с жизнью общества, но и ориентирован на широкую публику.

Так, в художественной литературе есть понятие целевой аудитории, потому что разным читателям нравятся разные темы и жанры. А вот задача публицистов — писать так, чтобы их тексты нравились, если не всем, то большинству потенциальных читателей. Поэтому в публицистических статьях можно увидеть неприемлемое для художественной литературы смешение стилей — публицистического, разговорного, художественного, делового, научного. И это не ошибка, а норма.

Публицистика — это актуальная литература, цель которой — формирование общественного мнения, а главный её инструмент — распространение информации, не обязательно полностью соответствующей реальности (увы, такое случается), но обязательно достоверной и убедительно поданной. Одна из главных задач публициста — убедить читателя, что всё написанное — правда.

Если в центре публицистики — информация, то главное в художественной литературе — образ (мира, героев, настроения и т. д.). Поэтому художественная литература основана на вымысле, на художественных допущениях, и авторы это не скрывают, а читатели принимают и ценят художественные тексты за яркие, реалистичные, но выдуманные образы.

Цель художественной литературы менее чёткая, чем у публицистики, но я бы на первое место поставила удовлетворение потребностей читателей. Это и упражнения для ума, и возможность с удовольствием скоротать вечер, и получение новой, интересной информации, и эмоциональная разрядка. Всё это, так или иначе, связано с удовлетворением внутренних потребностей человека. Хотя художественная литература тоже формирует общественное мнение, но это эпифеномен, побочный или сопутствующий эффект.

«Читают газеты». Художница Кристина Росомахо
«Читают газеты». Художница Кристина Росомахо

В отличие от художественной литературы, публицистика ориентирована на потребности общества или отдельных социальных групп. Хотя и в художественных текстах могут быть элементы публицистики, то есть обсуждение актуальных проблем. И в публицистических произведениях (например, очерках) могут использоваться художественные образы для большей убедительности, но цели и направленность этих жанров литературы совершенно разные.

Эти различия определяют и особенности стиля публицистических произведений. Причём именно стиль в публицистике помогает выполнять поставленные автором задачи по распространению информации и убеждению читателей. Тогда как главный инструмент художественной литературы — это образ.

Особенности публицистического стиля

Отличить публицистический стиль не всегда просто, потому что в нём могут использовать и метафоры, и яркие обороты, принятые в художественной литературе. К тому же есть авторы, которые, начитавшись публицистики, в этом же стиле пишут и художественные тексты. Но выделить отличия всё же можно.

Информативность публицистического стиля и образность художественного

Тут всё просто. Если цель публицистики — информация, то и текст на неё ориентирован. Автор сообщает читателю конкретную информацию о реальных людях и событиях. А в художественном тексте автор литературными средствами формирует у читателя образ героя, мира, события. Степень соответствия реальности здесь не имеет значения.

Логика и образное мышление

Публицист апеллирует к логике читателя, подбирает и приводит в тексте логические аргументы, способные убедить людей в истинности позиции автора. Писатель с помощью живых образов и эмоций стремится активизировать образное мышление и воображение читателя. Именно они помогут читающему представить яркие картины жизни героев, их настроение, переживания и т. д.

«Парижские акварели». Художник Gibrat Jean Pierre. Не совсем в тему, но очень понравилось.
«Парижские акварели». Художник Gibrat Jean Pierre. Не совсем в тему, но очень понравилось.

Конкретный лаконизм и метафорическая красота

Так как главная цель публициста — убедить людей, то публицистический текст должен быть максимально понятен всем читателям. Этот текст, в первую очередь, источник информации, поэтому там должны быть конкретные данные, чёткое описание событий, краткая и понятная формулировка проблем и идей. Поэтому в публицистике не приветствуются разные иносказания, оригинальные метафоры, олицетворение, гиперболизация и т. д. Все это читатели могут понять неоднозначно, что для публицистики вредно, да и конкретная информация в этой красоте потеряется. А вот в художественном тексте все литературные приёмы используются, и разные ракурсы восприятия текста, смысловые слои, подтексты только приветствуются. Поэтому художественный текст может быть красив сам по себе даже при нулевом смысле. Хоть, на мой взгляд, это не лучший образец.

Автор и читатель

В публицистике автор напрямую общается с читателем, поэтому в тексте могут присутствовать самые разные стили, в том числе разговорный с использованием сленга, новояза и т. д. Но в этом же тексте могут встречаться и вполне научные обороты, и элементы делового и художественного стиля. То есть публицистический стиль максимально приближен к живой речи. Иногда произведение похоже на научно-популярную статью, иногда на деловой отчёт, иногда это очерк, и временами почти художественный фельетон.

В художественной литературе автор более отстранён, довольно часто он вообще никак себя не проявляет, предоставляя читателю самому разбираться в сюжете и «тараканах» героев. Более того, «заигрывание» с читателем, постоянное обращение к нему, навязывание своего мнения и т. д. в художественных текстах не приветствуются. Мы с вами как-то обсуждали проблемы разрушения «четвёртой стены» между автором и читателем, так вот в публицистике её вообще нет. То есть не должно быть.

Предыдущие две статьи были посвящены эссе и очерку — жанрам, относящимся в большей степени к публицистике, поэтому стоит разобраться с публицистическим стилем.-4

Жанры публицистики

Об этом очень коротко, так как планирую на всех остановиться подробнее в отдельных статьях. Жанры отличаются, в том числе, и степенью «художественности», то есть использования приёмов художественной литературы.

  • Аналитический жанр. В нём связь с художественным текстом минимальная. К этому жанру относятся аналитические статьи, обзоры, рецензии.
  • Информационный жанр. К этому направлению относятся информационные статьи, репортажи, заметки, интервью, отчёты. В зависимости от содержания и характера информации подбираются и средства её подачи. В этом жанре приветствуются и разнообразие стилей, и художественные приёмы, но всё определяет именно информация. Рассказывать о строительстве детского сада с использованием жаргонизмов явно неуместно, так же как и освещать научную конференцию. Но в рассказ о детском саде можно добавить образности и художественности, а вот в статью о конференции не стоит.
  • Художественно-публицистический жанр находится на стыке публицистики и художественной литературы, но всё же это публицистика, поэтому и в нём на первом месте информация, убеждение и позиция автора. К нему относятся очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Вот такой краткий обзор особенностей публицистики, как одного из актуальных направлений современной литературы. Напишите в комментариях, о каких бы публицистических жанрах вам хотелось бы узнать. Или, возможно, вас больше интересует научно-популярная литература? А, может, я что-то не сказала ещё о художественных текстах?