Продолжения истории Данилы Багрова ждали многие поклонники оригинального фильма. И Алексей Балабанов не подкачал: спустя три года на экраны вышла вторая часть. Но в отличие от мрачного оригинала, продолжение получилось этаким китчем, а персонажи – нарочито гротескными. Гротеск вообще очень характерен для поздних работ Балабанова. Но именно здесь все как-то чересчур.
Чересчур много русского рока – музыка навязчива, и едва ли не в каждом кадре. Слишком уж картонными вышли мафиози. Сергей Маковецкий – актер замечательный. Но на столичного Аль Капоне не тянет никак. Очень уж интеллигентен. И потому выглядит здесь неестественно и даже комично.
Комедийным персонажем стал и брутальный Татарин. А его оппоненты тоже на этот раз совсем не опасные, а смешные. И даже американские гангстеры здесь вовсе не так круты, как об этом принято думать. Словом, гротеск и абсурд в чистом виде.
Один Данила Багров по-прежнему рубится за правое дело. И в своей правде готов идти до конца. Даже пешком подняться на верхний этаж небоскреба. Понятно, что Балабанов на этот раз хотел развернуться по полной программе. Бюджет в 1,5 млн долларов позволял многое. Режиссер решил снять коммерческое кино и примерить на себя лавры Тарантино. Однако фильм не воспринимается всерьез. Притом, что говорится здесь все же о вещах серьезных – дружбе, взаимовыручке, любви к Родине.
Но надо отдать режиссеру должное. При всей гротескности этого кино Балабанов и здесь остался верен себе. Сделал так, чтобы все было натуральным. Настоящая Ирина Салтыкова, эпизоды с которой снимали в ее же собственной квартире. Подлинные – «Би-2», которых фильм сделал мегапопулярными. То самое Останкино и Иван Демидов из МузОбоза. И даже Леонид Якубович с Дмитрием Умецким тоже подлинные.
Очень натуральной вышла и американская часть фильма. Кварталы для черных здесь – самые настоящие. Абсолютно реальной выглядела и драка с афроамериканцами, где Сергею Бодрову сломали два ребра. А актриса Дарья Лесникова (Юргенс) специально для роли Мэрилин побрилась наголо. И сыграла свою героиню жестко, грубо, по-настоящему. Фильм для нее стал путевкой в большие проекты. Позже она создаст самый узнаваемый образ женщины-спецназовца в нашем кино и надолго станет Багирой из сериала «Морские дьяволы».
На мой взгляд, в этом фильме важна не форма, а содержание. А с этим здесь полный порядок. Впрочем, так у Балабанова всегда. Кино получилось очень русским и до боли патриотичным. В метких и очень точных диалогах режиссеру снова удалось донести идею. Половину фильма тут же растащили на цитаты. «Брат 2» стал таким же культом, как и его предшественник. Одни фразы даже оказались пророческими. За Севастополь нам кое-кто ответил. Другие – вышли комичными и стали частью нашего фольклора. Как, например, вот этот забавный диалог.
Данила Багров – все тот же рубаха-парень. Без страха и упрека вершит собственную справедливость. Такой, какой сам ее понимает. Вроде бы никто его ни о чем не просил. Но он сам счел своим долгом помочь брату боевого товарища. Брату, которому эта помощь, как выяснилось, была не очень-то и нужна. Но Данила такой, какой есть, и не мог поступить иначе. Просто потому, что русские своих не бросают. А вот в этом монологе главного героя, на мой взгляд, заключается вся суть фильма. Вся идея.
Сила с теми, за кем правда. Кто прав, тот и сильнее. И это действительно так. Другое дело, что правда-то у каждой из сторон всегда своя. И каждый готов за нее биться по-своему. Истина же всегда где-то рядом.
Друзья, ставьте лайк, комментируйте, подписывайтесь на мой канал, читайте меня в Телеграме.
#кино #фильмы #брат 2 #сергей бодров #алексей балабанов #культура