Александр Дюма-отец, автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо», отметил бы 220-летие со дня рождения сегодня, 24 июля.
Его произведения экранизировались сотни раз, одни только «Три мушкетера», начиная с немого фильма 1898 года, снятого в Великобритании, переносились на экран около 100 (!) раз. Конечно, включая стилизации, такие как французские комедии «Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала», где главные действующие лица — не мушкетеры, а их слуги, или мультфильмы (например, румынский «Потрясающие приключения мышкетеров» или «Барби и три мушкетера», США).
Одной из самых популярных в советском прокате экранизаций знаменитого романа стал французско-итальянский фильм 1961 года режиссера Бернара Бордери «Три мушкетера. Подвески королевы». Он интересен аутентичностью — натурные съемки прошли в Булонском лесу в Париже и в историческом средневековом замке Монпулон. Зрители оценили следование классическому сюжету и отличное фехтование.
В советском прокате фильм был чрезвычайно популярен, и когда вышел наш фильм с Боярским, те, кто фанател от французской картины (люди из поколения моих родителей), говорили, что ДАртаньян не тот, содержание исказили в угоду мюзиклу и вообще испортили роман Дюма, превратив его в «балаган с песнями».
Тем не менее, трехсерийный музыкальный телефильм «ДАртаньян и три мушкетера» 1978 года, снятый режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем с замечательной музыкой Максима Дунаевского, стал самой популярной экранизацией.
Для меня так счастливо совпало, что фильм по телевидению показывали как раз в тот год, когда я только что познакомилась с бессмертным романом и ждала, когда же в нашу библиотеку наконец привезут «Виконта де Бражелона».
И для меня и моего поколения Михаил Боярский — самый настоящий ДАртаньян, Маргарита Терехова — коварная Миледи, Вениамин Смехов — непробиваемый Атос, Игорь Старыгин — красавчик и дамский угодник Арамис, Алиса Фрейндлих — утонченная и влюбленная королева Анна. И это непоколебимо.
Фильм имел три продолжения: «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008). Не стала смотреть из принципа — сиквелы всегда хуже. Но уже и они — история.
В России к идее вернуть на экран мушкетеров в 2013 году обратился Сергей Жигунов. Были выпущены полнометражный фильм и 10-серийная телеверсия. ДАртаньяна сыграл Риналь Мухаметов.
Фильм провалился в прокате и получил много критики. Его постоянно сравнивали с телефильмом Юнгвальда-Хилькевича, и сравнение было не в пользу нового фильма.
Сколько ни оправдывался Жигунов, что он не ставил задачи снять сиквел, а хотел сделать совершенно новую и современную экранизацию, его мало кто слышал.
Фильм критиковали за то, что актерская игра слабее, чем в фильме 1978 года (ну еще бы, сегодня-то мы понимаем: в фильме с Боярским что ни роль — шедевр, что ни актер — мэтр!). Фильм Жигунова ругали за стремительный сюжет и отсечение лишних сюжетных линий в ущерб достоверности, упрощение характеров героев. И за вольное обращение с оригинальным текстом книги, за корректировку сюжета в сторону трагикомедии.
А вам какая экранизация «Трех мушкетеров» ближе? Что еще посоветуете посмотреть?
Кадры из фильма с сайта «Кино-театр.ру».
Если еще хотите почитать об экранизациях классики, то о фильме по роману Бальзака "Утраченные иллюзии" я писала здесь:
Не люблю слово «лайки», но их учитывают алгоритмы Дзена. Один ваш «лайк» — и эту статью увидят 10-20 новых читателей!
Если хотите и дальше видеть мои публикации в своей ленте, подпишитесь на канал «Кино и книги круглый год». Благодарю!
#кино #кино круглый год #экранизации #рецензии #обзоры #дюма #три мушкетера